кн.Смоленский, были масонами. Кутузов
носил имя "Зеленеющий Лавр" и ему было предуказано, что он спасет
родину. В числе масонов перечисляются Новиков, Лопухин, Репнин,
Куракин, Сперанский, Грибоедов и Пушкин. Кто же дерзнет назвать их
предателями? Неужели эти лучшие и талантливейшие люди были
крамольниками? Так знают ли наши церковники, что столь любимый ими
гимн "Коль славен наш Господь в Сионе" есть гимн масонский и сложен он
был масоном Херасковым для масонских лож? Так пусть невежды устыдятся!
Из-за того, что масонство сейчас выродилось, не будем же мы бросать
камнем в основателей его и первых последователей. Истинно, невежество
есть корень всякого зла.
Конечно, совмещение христианства с масонством возможно лишь в том
случае, если они не искажены. Истинный масон никогда не посягнет ни на
одну религию, точно так же, как истинный христианин никогда не будет
считать избранным только себя, а всех иначе верующих язычниками и
еретиками. И если борьба со всеми религиями и призывы: "Долой
Распятого" есть явно выраженный сатанизм, то утверждение истинности
только своей веры, призывы к разъединению и вражде, противодействие
законам развития жизни и призывы к борьбе для сохранения устарелых и
омертвелых форм жизни, есть не менее опасное явление, есть
определенный и верный путь к сатанизму. Таким образом, и масоны,
говорящие: "Долой Распятого", и Ивановы, называющие всех иначе
мыслящих сатанистами, в сущности, сотрудники, работающие для блага
князя тьмы, с той лишь разницей, что первые сознательные сатанисты, а
вторые бессознательные.
Иванов скорбит о временах Аракчеева, Муравьева и других стойких и
преданных православию людей, о которых культурный человек не может
иначе вспомнить, как о печальных периодах нашей истории, и порицает
деятельность Петра Великого, который якобы внес дух масонства в Россию
и положил начало разложению старого русского церковного уклада.
Конечно, такие сетования возможны лишь со стороны апологета
мракобесия, который не хочет понять, что без реформ Петра не было бы
блестящего века Екатерины II и Александра I, что дух масонства привел
к освобождению миллионов крестьян от рабства помещиков, что без реформ
Петра Россия, оставшаяся в неподвижности своих омертвелых форм жизни,
могла бы прекратить свое существование как отдельный народ и
самостоятельное государство.
Писать о масонстве, руководствуясь существующими источниками,
задача чрезвычайно трудная. Как говорит другой исследователь
масонства, Григорий Бостунич, о масонстве написано 5ОООО разных книг.
Можно себе представить, сколько внесено в это море сочинений о
масонстве искажений, извращений, сомнений, отрицаний и всяких ложных
утверждений, если сами масоны вообще молчат, а те, которые пишут,
полной истины не знают, но лишь что-то предполагают. С другой стороны,
нет ничего тайного, что со временем не стало бы явным. Поэтому и
масонские тайны мало-помалу становятся достоянием гласности, но
проверить, насколько эти раскрываемые тайны соответствуют
действительности, все так затруднительно, ибо противоположные стороны
утверждают разное.
Но, тем не менее, совершенно отвергать то отрицательное, что
пишут о масонстве такие враги его, как Иванов, Бостунич, Вершинин,
Комаров и другие, которые потрудились над тем, чтобы разоблачить
масонство, и принесли этим некоторую пользу, не приходится.
Но, конечно, все то отрицательное, что писалось и пишется
подобными писателями, может быть отнесено лишь к таким масонским
ложам, которые для того и ведут борьбу с религиями, для того и
говорят: "Долой Распятого", чтобы утвердить свою религию и свое
господство, ибо светлый