Бокар Ринпоче
ЧЕНРЕЗИГ ГОСПОДЬ ЛЮБВИ
и в будущем, становятся причиной глубокой радости. Другой важный пункт - безмятежность. Обычно свои взаимоотношения с другими мы подразделяем на три категории: отношения с теми, к кому чувс- твуем симпатия или привязанность, отношения с теми, к кому у нас антипа- тия или ненависть, и отношения с теми, к кому мы индифферентны. Послед- ние две категории более важны, чем первая. Мы должны избавиться от ука- занной привычки и упражняться видя всех существ с одинаковой любовью, которую мы имеем к своей матери или к своему самому дорогому другу. Нам не следует делить людей на группы или делать исключения. Любовь, сострадание, радость и безмятежность составляют "четыре неиз- меримых", самое ядро практики 1 махаяны 0. Когда эти четыре умонастроения пронизывают наш ум и руководят тем, как мы мыслим, разговариваем и дейс- твуем, то это называется 1 бодхичитта 0. Может так случиться, что 1 бодхичитта 0, фундаментальное устремление во благо других, является естественной склонностью в уме некоторых людей, но большую часть времени мы обращены на себя и думаем весьма узко. Како- во наше неявное устремление? "Пусть я, сам, освобожусь от страдания и причины страдания! Как было бы радостно для меня навсегда избавиться от страдания и обладать вечным счастьем! Такие-то и такие-то - мои друзья, такие-то и такие-то - мои враги, а что до остальных, меня вовсе не вол- нует!" И еще: "Для меня, счастье; для меня, то, что мило; для меня, то, при- ятно; для меня, то, что красиво; для меня, то, что ценно..." Из-за силь- ной привязанности, что пристегивает нас к "я", мы поворачиваемся спиной к любви и приближаемся ко все более глубокой двойственности: "Мне, доб- рую удачу, а моему врагу, злую фортуну; мне, то, что хорошо, а моему врагу, что плохо; мне, красоту, а моему врагу, уродство; мне, что мило, а моему врагу, что немило; мне, выиграть и обрести, а моему врагу, про- играть и потерять!" Такой интерес к себе и отказ или неведение относительно остальных заставляет нас совершать многие негативные действия. Когда, напротив, "четыре неизмеримых" пребывают в нас, мы естественно минуем все то, что могло бы причинить другим вред, и естественно идем к тому, чтобы быть им на пользу. Тогда мы даем счастье другим и одновре- менно создаем фундамент собственного счастья в будущем. В этом благо для нас и столько же для других. Чтобы зародить свойство 1 бодхичитты 0, которое пока не пробуждено в на- шем уме, и далее развивать, а не убавлять те качества, что еще не расц- вели, сильнейшим методом является, несомненно, медитация на Ченрезига. 1Бодхичитта 0 пронизывает все практики 1 махаяны 0 и должна рассматриваться, как бесценное сокровище. Атиша был одним из величайших наставников из Индии, он помогал распространять Буддизм в Тибете. Всякий раз, когда он называл имя кого-либо из мастеров, от которого он получал учения, то со- единял ладони на уровне сердца в знак уважения, преданности и благодар- ности. Однако, когда он называл имя Серлингпы - одного из его учителей - то складывал ладони над головой. Удивленные такой разницей, однажды не- которые ученики спросили его о причине. Они спросили его, значит ли это, что Серлингпа был выше других. Атиша ответил: "Не в этом дело; все мас- тера, от которых я получал учения, были одинаково совершенны, но именно благодаря Серлингпе в моем уме зародилась 1 бодхичитта 0. И именно в знак признательности такому необычайному дару я складываю ладони над головой, когда произношу его имя." Многие люди в Тибете разыскивали Атишу, чтобы испросить учения о глу- боком смысле пустоты, получит объяснения по теориям 1 мадхьямаки 0и 1ваджра- 1яны 0. И неизменно он отвечал, что невозможно понять пустоту или практику 1ваджраяны 0 прежде, чем развита 1 бодхичитта 0. Поэтому он всегда учил 1 бодхи- 1читте 0. Исполнять практику любви и сострадания не всегда легко, поскольку у нас еще не достаточно много силы помогать другим. Осознавание своей нес- пособности принести действенную помощь в большинстве случаев не должно, однако, становиться причиной разочарования. Как бы то ни было, мы можем по меньшей мере молиться и делать пожелания во благо тех, кто страдает и, в частности, нам следует желать того, чтобы стать способными помогать им в будущем. Таким путем мы воспитываем свою 1 бодхичитту 0 и мало помалу обретаем способность действительно помогать другим. Может так случиться, что несмотря на добрую волю и помощь, которую мы искренне пытаемся предложить, нам отвечают досадливым и раздраженным от- ношением. Тогда мы несомненно рискуем ввязаться в цепную реакцию агрес-