Бокар Ринпоче
ЧЕНРЕЗИГ ГОСПОДЬ ЛЮБВИ
имеется в виду знание того, что всякий ви- зуализируемый аспект выражает качества пробуждения в виде символической связи. Поэтому, каждая деталь Ченрезига имеет значение: - белый цвет его тела: Ченрезиг абсолютно чист, свободен от какого-либо недостатка; - одно лицо: суть всех феноменов - одного и того же вкуса; - четыре руки: "четыре неизмеримых" (неизмеримая любовь, неизмеримое сострадание, неизмеримая радость и неизмеримая безмятежность); - две скрещенные ноги в 1 ваджрной 0 позе: Ченрезиг не пребывает ни в край- ностях 1нирваны 0 для себя, ни в 1 самсаре 0; он соединяет сострадание и пустоту; - драгоценность, которую он держит в сложенных у сердца руках: Ченрезиг совершает действия на благо всех существ и удовлетворяет их нужды; - четки, которые он держит в правой руке: он вытягивает всех существ в направлении освобождения; - лотос в левой руке: Ченрезиг имеет сострадание ко все существам, и помимо этого, - сродни тому, как лотос вырастает из тины, но его цве- ток не запачкан, так и Ченрезиг действует в этом мире, оставаясь не- запятнанным тревожащими эмоциями и несовершенствами; - диск луны за спиной: в Ченрезиге любовь и сострадание достигли своей полноты; - шкура оленя через его плечо: легендарная доброта оленя символизирует ум пробуждения, помыслы которого всецело обращены на благо существ; - разнообразные драгоценности: богатство качеств пробужденного ума Чен- резига; - пятицветные шелка: пять мудростей. В визуализации, ясность видимости образа, соединенная с пониманием этого символизма, позволяет нам избавиться от материального восприятия божества. Это не означает, что необходимо непереставая проговаривать в уме данный список символических значений, но знать и приспосабливать их. 1Гордость божества Существа относятся к своей индивидуальности с сильной привязанностью. Идея о "я" говорит о том, что эта реальность глубоко засела в нас. Представление "я", "я - это тот, или этот" становится чем-то вроде гор- дости на наиболее существенном уровне. В медитации, мы подменяем эту обычную гордость "гордостью божества"; подстегиваем убеждение, что "я - это Ченрезиг". Обычная гордость - это основание, на котором развиваются тревожащие эмоции, иллюзорные мысли и вытекающие отсюда страдания. Гордость божест- ва помогает нам остановить эти порождения. Когда "я - Ченрезиг," я боль- ше не заодно с обычными желаниями, отвращениями и проектами. Нечистые явления, с которыми мы обычно отождествляем себя, замещаются чистыми яв- лениями, то есть телом Ченрезига, его чистой страной манифестации, его 1мантрой 0 и так далее. Можно подумать, что такой перескок отождествления (с нашей обычной индивидуальности - на другую - индивидуальность божества) - не настолько значительное изменение. Но разница, однако, очень велика. В первом слу- чае, присутствуют тревожащие эмоции и страдание, а во втором случае, - нет. Каждый из трех аспектов фазы построения исполняет точную функцию: - ясность видимости образа уничтожает выработку обычных, то есть, иллю- зорных явлений; - знание чистого значение уничтожает хватание за материальное существо- вание в чистой зоне видимости божества и его страны манифестации; - гордость божества уничтожает уподобление обычному "я". Эти три пункта очень важны, но развитие третьего более важно, чем развитие первых двух. На глубоком уровне, гордость божества позволяет нам воспринимать тело Ченрезига как выражение ясности собственного ума и как сияющее свечение его пустой природы. Субъект и объект, пустота и ви- димость становятся нерасторжимыми, и медитатор покоится в таком созерца- нии. Это состояние, разумеется, нельзя достичь быстро. В начале, доста- точно просто думать: "Я - Ченрезиг." Как научиться визуализировать Когда начинают практиковать фазу построения, часто сталкиваются с трудностью сформировать цельный образ божества. Наши усилия раскалывают- ся: когда визуализируют лицо, руки становятся нечеткими; руки, в свою очередь, заслоняют лицо; а ноги оттирают руки. Следует, тем не менее, удерживать ум расслабленным и не бороться с собой. Если практиковать та- ким образом, наша способность визуализировать постепенно улучшится. Не следует подходить к визуализации в жесткой и чересчур структуриро- ванной манере. Избегайте рассматривать визуализацию Ченрезига как возве- дение стены дома, когда каждый кирпич прочно крепится к предыдущему, а двери и окна вставляются материально в отведенные для них места. Хорошим методом будет следующий: В начале медитации, просто развиваете мысль, что "я - Ченрезиг" и погружаетесь в нее. Когда возникают другие