Бокар Ринпоче
ЧЕНРЕЗИГ ГОСПОДЬ ЛЮБВИ
Они - только звуки, и нет ни "замечательного" ни "неприятного" самого по себе, они просто вызывают мысли, отвечающие "замечательному" и "неприятному", и производят эффект на ум. Сходно с этим и 1мантра 0 на от- носительном уровне наделена непогрешимой силой действия. 1Мантры 0 очень часто являются именами будд, бодхисаттв или божеств. Например, ОМ МАНИ ПАДМЕ ХУНГ - один из вариантов имени Ченрезига. С аб- солютной точки зрения, у Ченрезига нет имени, но его обозначают именами в области относительного или буквального смысла. Эти имена являются век- тором его сострадания, милости и силы пожеланий, которые он делает на благо существ. Таким образом повторение его имени передает эти качества его ума. Здесь заключается объяснение благотворной силы его 1 мантры 0, яв- ляющейся также и его именем. Как мы сами уподобляем себя собственному имени и становимся с ним од- ним, точно так же, на относительном уровне, 1 мантра 0 - тождественна бо- жеству. Они составляют единую реальность. Когда декламируют 1 мантру 0, в этом нет ничего, кроме самого божества. Декламируя 1 мантру 0, прибегают к милости божества; визуализируя божество, получают ту же без какой-либо разницы благосклонность божества. У 1мантры 0 ОМ МАНИ ПАДМЕ ХУНГ иногда бывают загадочные или фантастичес- кие переводы. Как мы только что сказали, это - просто одно из имен Чен- резига, помещенное между священными и традиционными слогами, ОМ и ХУНГ. - ОМ выражает тело всех будд; этот слог - так же начало всех 1 мантр 0; - МАНИ значит на санскрите "драгоценность"; - ПАДМЕ, санскритское произношение, или ПЕМЕ на тибетском значит "лотос"; - ХУНГ выражает собой ум всех будд и часто им заканчиваются 1 мантры 0. МАНИ подразумевает драгоценность, которую Ченрезиг держит в двух центральных руках, а ПАДМЕ - лотос, который он держит во второй левой руке. Произнося МАНИ ПАДМЕ мы называем Ченрезига через его атрибуты: "тот, кто держит драгоценность и лотос." "Ченрезиг" или "Драгоценный Ло- тос" - два имени одного и того же божества. Когда мы декламируем 1 мантру 0, мы по сути непрерывно повторяем имя Чен- резига. Само по себе это упражнение может выглядеть странным. Предполо- жим, что есть человек по имени Сонам Тсерин, и мы беспрестанно повторяем его имя на манер 1мантры 0: Сонам Церин, Сонам Церин, Сонам Церин и так да- лее. Это покажется весьма странным и без сомнения бесполезным. Если, с другой стороны, декламация 1 мантры 0 ОМ МАНИ ПАДМЕ ХУНГ и имеет значение, то потому, что данная 1 мантра 0 насыщена милостью и силой ума Ченрезига, который сам собирает собой милость и сострадание всех будд и бодхисаттв. С такой точки зрения, 1мантра 0 наделена способностью очищать наш ум от за- вес, покрывающих его. 1 Мантра 0 открывает ум любви и состраданию и ведет его к пробуждению. Раз божество и 1 мантра 0 - по сути одно, это значит, что можно деклами- ровать 1мантру 0 не обязательно делая при этом визуализацию. Проговаривание тем не менее сохраняет свою эффективность. Подлинные свойства каждого из шести слогов 1 мантры 0 объясняются многими соответствиями. Сперва, давайте рассмотрим то, что каждый слог дает нам возможность закрыть дверь мучительного перерождения в одном из шести миров, состав- ляющих циклическое существование: - ОМ закрывает дверь перерождения в мире богов ( 1девав 0), - МА, дверь к миру полубогов ( 1асуров 0), - НИ, дверь в человеческий мир, - ПАД, дверь мира животных, - МЕ, дверь мира голодных духов ( 1прет 0), - ХУНГ, дверь миров ада. Каждый слог далее рассматривается обладающим действительным очищающим эффектом: - ОМ очищает завесы тела, - МА очищает завесы речи, - НИ очищает завесы ума, - ПАД очищает завесы тревожащих эмоций, - МЕ очищает завесы скрытого обусловливания, - ХУНГ очищает завесы, утаивающие знание. Каждый слог - сам по себе молитва: - ОМ молитва, адресованная к телу будд, - МА молитва, адресованная к речи будд, - НИ молитва, адресованная к уму будд, - ПАД молитва, адресованная к качествам будд, - МЕ молитва, адресованная к активности будд, - ХУНГ собирает милость тела, речи, ума, качеств и активности будд. Шесть слогов соответствуют шести 1 парамитам 0, шести трансцендентальным со- вершенствам: - ОМ соответствует щедрости, - МА, этике, - НИ, терпению, - ПАД, усердию, - МЕ, концентрации, - ХУНГ, мудрости. Шесть слогов также связаны с шестью буддами, возглавляющими шесть се- мейств будд: - ОМ соответствует Ратнасамбхаве, - МА, Амогхасиддхи, - НИ, Ваджрадхаре, - ПАД, Вайрочане, - МЕ, Амитабхе, - ХУНГ, Акшобхье. Наконец, их связывают с шестью мудростями: - ОМ = мудрость безмятежности,