`Непостижимой тайной сутре' сказано: Как пустота пронизывает все феномены Так распространяется и его тело; Как его тело распространяется Так же и свет; Как распространяется свет Так и его речь; Как распространяется его речь Так и его мудрый ум. И в `Дон ньепар кепай Гьялцен', комментарии Господина Джигте- на Сумгена, говорится: "Будда, как Дхармакая обладает безгранич- ными замечательными свойствами. В частности, у него тридцать два отделенных качества /изолированных от грязи вызывающих страдание эмоций, следовательно, всегда чистых/, десять сил, четыре бесстрашия, и восемнадцать несвязанных дхарм. С их помощью он ясно и без ошибок видит прошлое, настоящее и будущее в своем мудром уме. Он также обладает тридцатью двумя взращивающими достоинствами, которые суть тридцать два главных признака. Когда он был на пути к состоянию Будды, он собрал бесчисленное коли- чество добродетели, и накопил заслуги, которые привели к появле- нию этих созревших плодов. В теле дхармакаи возникли поля будды, и оно в свою очередь пронизывает все поля будды. Таким образом он приносит благо и освобождает бесчисленное множество чувствую- щих существ посредством своего тела, речи и мудрого ума, беск- райних качеств, источника колеса неисчерпаемых украшений. Тело Будды проявляется в большей или меньшей степени в каждом из Бодхисаттв разных уровней пути, соответственно их степени ре- ализации. Этот тип видимости называется телом качества, или самбхогакая Будды, и часто описывается во многих сутрах и шаст- рах. Действия собственной природы дхармакаи свободны от всякого развития и границ, и остаются на вечно. Для иного условия /чувствующие существа/ Будда культивирует ум на пути к просвет- лению, и силой своих устремлений, без устали и беспрестанно, многократно проявляет свое тело, речь и мудрый ум соответственно пониманию чувствующих существ, пока не окончится самсара. Возникающий в виде лошадей, слонов, и колесниц, Быков, львов и кроликов И других вместилищ, Как в мирной так и в гневной формах, Он наставляет всех существ В прекращении страдания. Одно высказывание Ваджрадхары Охватывает язык богов, нагов, якшей и вампиров, И языки людей, И океан разных языков всех иных живых существ. Даже если он учит на одном языке, все понимают его на своих собственных языках, каждый соответственно его уровню. Таким пу- тем он приносит пользу бессчетному количеству чувствующих су- ществ и до конца осознает их разнообразные потребности. Мудрец появляется как Брахма, Вишну, и шестьдесят четыре зри- теля, сообразуясь со скромностью чувствующих существ шести ми- ров. Победоносные учили видению Шраваков и Пратьекабудд, Читтаматре, Мадхьямике и др. Соответственно уровню понимания каждого. Колеснице богов и Брахмы; Так же как и колеснице Пратьекабудд и других Учили Будды, Чтобы освободить не созревших существ. Пока нет конца причиняющим страдания эмоциям - Нет конца колесницам. Такие разные взгляды приводят к спокойствию и недвойствености. Глубочайшие действия Дхармакаи, Взаимозависимость себя и других условий Проявляются отчетливо, Так, как объясняется во всех сутрах и шастрах. ТИЛОПА (988-1069) Ваджрадхара показывается продвинутым существам с высокой реа- лизацией, уча четырем видам тантры в категории видьядхары. Когда обучают сутрам /рассуждениям Будды/, надо объяснять историю Буд- ды; когда учат шастрам /комментариям совершенных мастеров/, сле- дует рассказать историю жизни автора, а когда дают наставления - передать историю линии лам. Лама в высшей степени важен для передачи наставления; поэтому сутры и шастры объясняют необходимые ламе качества. Очень важно найти квалифицированного ламу. И он, в свою очередь, полагается на учителей линии. Недостатки, которые могут возникнуть у лам такие: нечистое соблюдение трех обетов; озабоченность мирской жизнью; карма по привлечению злых духов; безразличие к пути пре- данности; приверженность к букве закона , а не его сути, и др. Надо сторониться этих изъянов. От Ваджрадхары или Будды Шакьямуни до сих пор, все учителя - это эманации Будд. Они не имеют недостатков и наделены всеми добрыми качествами. Таким образом следует искать подходящего учителя. Драгоценная линия Кагью воплощает эти свойства. История Ваджрадхары была пересказана, поэтому теперь начина- ется история жизни Тилопы, включающая четыре аспекта: (1) его жизнь в человеческой форме; (2) эманация Чакрасамвары; (3) про- явление как Чакрасамвара, и (4) воплощение Будд трех времен. Первый из этих аспектов имеет тринадцать подразделений. Его жизнь в человеческой форме a. Проявление в виде человека