Таханор.
Из ста восьми гадательных табличек сохранилось (так, чтобы можно
было разобрать знаки) менее половины. Причем некоторые знаки не
поддаются однозначному истолкованию (что должны символизировать,
например, три разных символа - "гир", "кур" и "саг", означающие
"евнух"?). Поэтому нам при реконструкции этой системы пришлось
ограничиться лишь теми знаками, толкование которых не вызывает
сомнений.
В целом у нас, таким образом, остаются все те же сорок символов,
из которых, однако, восемь являются так называемыми детерминативами:
они не имеют самостоятельного значения, а лишь определяют, к какой
категории понятий относится основной гадательный знак. Их можно
уподобить "фигурным картам" из Младших Арканов Таро, где Вестник и
Всадник, например, тоже не означают событий, а лишь указывают на
лицо, определяющее исход событий или в них участвующее.
Хубские жрецы зажигали особый светильник (чашу с маслом) и
раскладывали глиняные таблички на алтарном камне. Для нас, очевидно,
достаточно будет зажечь свечу, освободить стол от всех посторонних
предметов и разложить на нем гадательные карточки, вырезанные из
дерева или картона, рисунками вниз. Затем, перемешав их как следует,
нужно произнести молитву - в нашем случае молитва может быть любая,
потому что хубские молитвы не сохранились, - и задать интересующий
нас вопрос. Мешать символы и открывать их должен "жрец", то есть
гадатель.
После этого следует открыть две-три карточки. Если среди них
попадутся детерминативы, то на каждый детерминатив нужно открыть еще
по одной карточке, кладя их рядом с детерминативом:
??? ???
?D? ? ?
??? ???
??? ???
?D? ? ?
??? ???
???
? ?
???
Теперь можно приступать к интерпретации. Начинаем с
детерминативов: они указывают, какие силы, видимые или невидимые,
участвуют в решении заданного вопроса. Карточка, лежащая рядом с
детерминативом, помогает конкретизировать характер такой силы и/или
ее имя, если интерпретировать не смысл клинописного знака, а его
звучание.
Тем же способом можно воспользоваться и в случае, если у нас не
выпало ни одного детерминатива: по правилам шумерского письма, знак,
начертанный последним, часто имеет не смысловое, а только звуковое
значение.
Прямое и перевернутое положения знаков не различаются.
Итак, первые восемь знаков - детерминативы.
1. Ais. Женщина. В описываемой ситуации важную роль играет женщина;
какая именно - смотрите смысловой знак.
2. Am. Мужчина. Ответ на ваш вопрос связан с каким-то мужчиной,
возможно, хорошо вам известным. Уточните по смысловому знаку.
3. Ilu. Бог. На все воля Божья; повлиять на ситуацию скорее всего не
в вашей власти. В чем заключается Божья воля, покажет смысловой и
следующие знаки.
4. Imlu. Некто. Главное действующее лицо ситуации вам неизвестно;
это может быть друг, но может быть и недоброжелатель. Чтобы узнать
его намерения, читайте смысловой знак!
5. Kyrt. Город. Может указывать на "власти предержащие" -
начальство, администрнацию; но это может быть и просто какой-то
город, в котором вам предстоит решать ваши проблемы.
6. Mioth. Страна. Может означать путешествие или указывать на то,
что ваши проблемы - это проблемы всей страны, поэтому они могут быть
решены только в ее масштабе.
7. Mys. Много. Указывает на то, что предмет или действие,
описываемое смысловым знаком, выступает во множественном числе
(повторяется).
8. Ner. Река. В решении этой проблемы главную роль играет время.
"Где прошлые дни? Где будущие года? Взгляни: без следа убегает вода,
и ты все поймешь, все узнаешь", - писал Тикамацу. Впрочем, знак может
означать и просто какую-то реку.
Смысловые знаки
9. Bi. Ты поведешь. От вас требуется инициатива; если вы уже
проявляете е, успех не заставит себя ждать.
10. By. Ты войдешь. Вас ждет успех! Во всем, что вы наметили для
себя. Даже если стремитесь войти в число избранных.
11. Ghu. Ты исцелишь. Врач и экстрасенс могут понимать это буквально.
Для остальных это означает: вы поможете кому-то, восстановите мир,
исправите положение, почините сломанное и т.п.
12. Ghys. Колесо. Путешествие - или же, особенно с "Богом" или
"Рекой", круговорот событий, цепь перемен, когда главное - не
утратить своего "Я", постоянно возвращаться к нему, и тогда ничто не
собьет