перевалило за тысячу. Выбор огромен: черно-белые и цветные,
строгие и забавные, простые и мудреные, стилизованные под Индию,
Египет, Древнюю Мексику, рококо, классицизм, импрессионизм, есть даже
сюрреализм и поп-арт... Дань этому жанру отдал и Сальвадор Дали,
сделав семьдесят восемь коллажей из работ старых мастеров с
собственными живописными "комментариями". Его колода, естественно,
очень популярна в Испании.
Однако при всем разнообразии рисунков основной смысл арканов,
двадцати двух больших и пятидесяти шести малых, остается одним и тем
же. "Наука и религия" о них уже писала - см. статьи А. Вяткина в N
1/89 и P. Николаевой в N 12/91. Кроме того, на русском языке имеются
книги, в которых можно узнать о них подробнее, напр.: Папюс.
Предсказательное Таро. СПб., 1912, переизд. М., 1991; Шмаков
В., Арканы Таро, М., 1916; Ларионов И.К. Арканы Таро. М.,
"Прометей", 1990; Monster. Азбука Таро. М., "Интерарк", 1992 и
другие. Поэтому сегодня мы об арканах говорить не будем.
В целом все существующие варианты карт Таро можно разделить на
четыре основных типа. Перечислим их "в хронологическом порядке"
соответственно времени их возникновения.
Во-первых, Марсельское Таро, сохраняющее традиционный рисунок
самых первых карт XIV-XVIII вв. ("музейные" колоды Ж. Грингонье,
Висконти-Сфорца, Фурнье, М. Морана). Названия и трактовка арканов
также вполне традиционны. Pисунок имеют только 22 Старших Аркана; на
младших изображены лишь цифры и фигуры, указывающие масть (жезлы,
кубки, мечи и денарии). Подробнее о работе с этим типом карт можно
узнать из книги М. Морана "Марсельское Таро", выпуск которой на
русском языке намечен фирмой "Интерарк" в 1993 году.
Во-вторых, "Египетское" (тж. "Цыганское") Таро французского
оккультиста Этейллы (XVIII-XIX в.), в свое время очень популярное в
Pоссии. Были даже карты с надписями на русском языке и "Таинственная
книга Тота" о них, изданная в Москве в 1861 году. Нумерация Старших
Арканов, а также их рисунки у Этейллы во многом отличаются от
классических, в результате чего, естественно, и их трактовка
оказывается несколько иной.
Третий, ныне самый распространенный тип можно обозначить как
"Общее Таро": рисунками тут снабжены все Арканы, и Старшие, и Младшие
(у Младших Арканов рисунки впервые появились в 1910 году, в колоде
американской художницы Памелы Смит, которые и воспроизведены в N 1
"Науки и религии" за 1989 год; с тех пор рисунками снабжаются все
варианты карт этого типа). Их трактовка полностью придерживается
древней традиции, как и в системе Марсельского Таро, хотя и снабжена
комментариями в духе современной эзотерической космологии (ХХ в.:
колоды Папюса, М. Хейндля, Д. Pамана, А.Э. Уэйта, А. Кроули, С.
Дали, "Масонская", "Акварианская" и большинство других).
И, наконец, четвертый и самый мало изученный у нас тип -
Игральное Таро. Именно карты Таро послужили в свое время прообразом
игральных карт, став, несмотря на все запреты королей, основой целого
ряда азартных игр. Первоначально играли полной колодой, со всеми
двадцатью двумя старшими картами (их-то и называли "козырями") и 56
младшими, разделенными на четыре масти по 14 карт в каждой: кроме
десяти простых карт, от туза до десятки, в ней имелось не три, как
сейчас, а четыре фигурных карты - Вестник, Всадник, Сивилла и Фараон
(младший валет, старший валет, дама и король).
Первоначально они символизировали четыре основные социальные
страты - простолюдинов (Вестники), рыцарей (Всадники), жрецов
(Сивиллы) и князей или царей (Фараоны); в Индии это шудры, кшатрии,
брахманы и раджи, и т.д. С течением времени эта символика забылась;
испанская и немецкая колоды сохранили короля и двух валетов, но
"потеряли" даму, французская и русская - короля, даму и одного
валета. Масти приобрели иные названия: вместо мечей, кубков, жезлов и
монет (денариев) на картах стали изображать шпаги (пики), сердечки
(черви), дубовые листья (трефы) и бубенчики (бубны). В современных
американских колодах пики вообще заменяют звездочками, а бубны -
яблоками. Из старших карт в этих колодах остался лишь джокер (Шут).
Появилось много новых игр, начиная от преферанса и бриджа и
кончая "дураком", "ведьмой" и "пьяницей". Почему у англичан, кстати,
любимой игрой стали бридж и белот, у немцев - скат, у французов -
экарте, у бельгийцев - ромме, у австрийцев - доппелькопф и рамш, а у
русских - преферанс, это особая история, заслуживающая отдельного
исследования. Самое интересное, однако,