инстинктивной реакцией на малозаметные изменения окружающей
среды. У человека тоже есть этот дар, но жизнь в обществе по разным
причинам вынудила его отказаться от многих своих инстинктов,
потребностей и природных склонностей - или модифицировать их, придав
им "более цивилизованную" форму.
Человечество, частью которого мы себя считаем, на самом деле
не так уж старо. Если не принимать во внимание теории о существовании
працивилизаций, то вся история человека культурного (о терминах
ниже) легко укладывается в последние шесть тысяч лет. И в начале
этой истории было не слово (ап. Иоанн) или дело (доктор Фауст), а
представление, мифологема, то есть неслиянное единство того и
другого, а также, очевидно, и необходимого третьего, идеи.
Мифологема, этот динамический образ, ближе к пониманию
нераздельности прошлого, настоящего и будущего. И так же, как
возникли орудия для удовлетворения физических потребностей человека
(взять для примера хотя бы китайские палочки для еды), естественно
возникли и орудия для удовлетворения потребностей духовных, в
первую очередь - потребности знать свое "будущее". Наиболее адекватно
этой цели отвечали "орудия гадания" - разнообразные гадательные
символы.
Немного истории
Мифологическое сознание считало гадание неотъемлемой частью
культа. Латинское слово divinatio (гадание) означало запрос,
обращенный к богам. Оно было профессией, а в Древнем Китае - и
достаточно почетной должностью наподобие должности сборщика
налогов или писца. Кстати, письмо, точнее, алфавит, тоже считалось
"даром богов", а потому с самого своего зарождения использовалось в
гадательных и магических целях. Главное же в том, что культ и был
культурой: латинское cultura есть не только производное от понятия
cultus, "культ", но и этимологически точное описание процесса
возделывания как материальной, так и духовной нивы. Отсюда -
"человек культурный".
Более позднее, религиозное сознание эпохи институционализации
и расцвета монотеистических религий уже требовало отделения овец от
козлищ, канона от не-канона. Так обособился собственно "культ", т.е.
дозволенный набор магических и дивинационных действий от
"недозволенного", то есть составляющего конкуренцию.
Однако здесь тоже были свои варианты. Так, у иудеев священники
порицали "гадание и ворожбу", но признавали пророков. Китайские
философы, наоборот, не признавали пророков, но гадать продолжали
("Благородный муж не занимается пророчествами", - Конфуций). Правда,
пророчество - иной тип предсказания, касающийся, как правило, гораздо
более отдаленного будущего, уже не входящего в текущий континуум, к
тому же затрагивающий судьбу не одного, а многих людей. У пророков
иные источники информации.
Pационалистическое сознание, еще более позднее, отвергало и то,
и другое, и вообще все, не укладывавшееся в законы Ньютона. Но вот
что удивительно: вслед за Вольтером, Гельвецием и Дидро, вошедшими в
учебники как ярые поборники материализма, вслед за рассудительнейшими
естествоиспытателями Линнеем, Ломоносовым и маркизом де Лапласом,
а может быть, и одновременно с ними в духовный мир Европы вошли
масоны и розенкрейцеры, мартинисты и иллюминаты, блистательный
Калиостро и загадочный граф Сен-Жермен, мудрый любавичский ребе
Шнеер-Залман и замечательная французская гадалка Мария Ленорман.
Тогда же, кстати, т.е. в XVIII в., активизировалось и цыганское
гадание. Цыгане, в основном, применяли два наиболее простых способа
предсказания будущего: беглое чтение линий руки, восходящее к
хирологическим учениям Персии и Вавилона с некоторыми заимствованиями
из европейских школ, и раскладывание карт, представляющее собой
главным образом варианты чтения арканов Таро, тоже упрощенные.
Третий, более трудный способ, а именно телепатическое проникновение
во временной континуум спрашивающего, и прежде зависел от наличия
соответствующих способностей, а потому применялся и применяется
редко. В целом же цыганская традиция гадания, пережив подъем двести
лет назад, с тех пор практически не развивалась - у нее не было
сильных теоретиков.
Сейчас, в преддверии эры Водолея, человечество ищет путь
"назад", к своим изначальным способностям и умениям. Возрождается
интерес и к гаданию. Что же представляет собой гадание с современной
точки зрения?
Теория гадания
Принцип гадания прост. "Будущее" или, проще говоря, событие,
которое по нашему календарю еще не наступило, всегда виртуально, то
есть зависит от тех событий и поступков,