в размышлении является необходимой подготовкой к развитию воли, и размышление, в явлениях восприятия, точно соответствует развитию воли в явлениях активного действия.
Ранее мы рассмотрели, как реагирует на внешние восприятия грубоимпульсивный человек, посмотрим теперь, как поступает в данном случае среднеразвитый человек.
Сознательное существо, как мы видели, отправляет три главные функции:
1) оно чувствует - воспринимает образы и идеи, доставляемые ему чувствующими центрами,
2) оно подвергает эти идеи особой обработке - обсуждению,
3) результатом чего является действие, производимое сознательным человеком, над импульсивным существом, внешним миром и самим собой. Здесь-то и действует воля.
Итак, ощущение может привести в действие или только инстинктивные центры, или проникнуть и в ближайшие высшие центры - в сферу чувства, тогда происходят два новых явления:
а) рефлективный импульс (эмоция), направленный к органам выражения и имеющий страстный характер,
б) специальное воздействие на сознательное существо, которое получает тогда не только ощущение, с его характером наслаждений или страдания, но еще и чувств о, с его характером любви или ненависти.
Но этим еще не ограничиваются последствия воспринятого ощущения, которое, превратившись в чувство, может действовать на рассудок, и он от себя производит еще два новых явления:
в) рефлективное действие интеллектуального характера - влечение,
г) специальное воздействие на сознательное существо, воспринимаемое им уже не как чувство, а как суждение - с его характером истины или заблуждения.
Таким образом, ощущение, воспринятое человеком с достаточно развитыми центрами сознания, представляется ему последовательно в трех направлениях: в виде наслаждения или страдания, в виде любви или ненависти и, наконец, в виде истины или заблуждения, соответственно чему являются три рефлекса: потребность, страсть и влечение, каждый из которых со своей стороны может быть положительным или отрицательным, то есть активным или пассивным.
Человек приближается к источнику данного ощущения или удаляется от него, смотря по тому, было ли ощущение приятно (наслаждение, любовь, истина), или неприятно (боль, ненависть, заблуждение). Не надо забывать, что пока речь идет лишь о первом движении, которое всегда может быть изменено действием воли, ибо, подобно тому как каждый из рассмотренных нами центров автоматичен по существу, человек-воли по существу свободен.
Главное действие сознательного существа на все три импульсивных центра заключается в установлении равновесия между последними. Нарушение этого равновесия влечет за собой тяжкие психические расстройства.
Рассмотрим же подробнее, в чем заключается это равновесие.
Вы, наверно, видели в цирке, как эквилибрист пользуется при своих упражнениях балансирным шестом. Этот шест он держит горизонтально перед собой и, слегка вынося его то в правую, то в левую сторону, по надобности, легко удерживает равновесие, стоя на канате или проволоке. Шест этот совершенно пассивен в течение большей части времени, и его единственное назначение - составлять противовес случайным силам, возникающим от времени до времени и стремящимся вывести центр тяжести эквилибриста из вертикальной плоскости, проходящей через канат, что неминуемо повлекло бы за собой падение.
Человеческая психика также подвергается нередко действию случайных сил, стремящихся вывести ее из нормальной колеи, что непременно бы и случилось, если бы высшая часть человеческого существа не заботилась постоянно о восстановлении равновесия.
Что делает эквилибрист, если чувствует, что готов упасть в правую сторону? Он выносит влево свой балансирный шест, и равновесие восстанавливается. В этом случае эквилибрист противопоставляет вес шеста опрокидывающей силе, и таким образом приходят в равновесие сила тяжести, эквилибрист и шест.
В любом примере равновесия мы наблюдаем две различные сущности, воздействующие на третью, служащую связующим звеном (точкой опоры, осью вращения).
В человеческом организме тело и дух суть две субстанции противоположного характера, промежуточное же звено (жизнь, пластический посредник, астральное тело) связывает эти две противоположности в уравновешенное целое -живой организм.
Это-то равновесие и определяет своей устойчивостью то, что мы называем здоровьем,
как физическим, так и психическим.
Кроме равновесия духа с телом, о котором только что шла речь, в здоровом организме должны находиться в равновесии все центры и их проявления (инстинкты, чувства, мысли).
Низший