Ю.Н.Рерих

Дхаммапада

грехи и постоянно

раздражен, увеличиваются желания; он далек от уничтожения

желаний.

254. В небе нет пути; нет отшельника вне нас. Люди находят

радость в иллюзиях, Татхагаты свободны от иллюзий.

255. В небе нет пути; нет отшельника вне нас. Нет вечной

санкхары; у просветленных нет непостоянства.

ХIХ. Глава о соблюдающем дхамму

256. Не тот соблюдает дхамму, кто с поспешностью преследует

свою цель. Мудрый же взвешивает и то и другое: правое и

неправое.

257. Он ведет других, не прибегая к насилию, в соответствии с

дхаммой, бесстрастно. Охраняющего дхамму, мудрого называют

"соблюдающим дхамму".

258. Не потому он мудр, что много говорит. Спокойного,

свободного от ненависти, не знающего страха называют "мудрым".

259. Не потому он сведущ в дхамме, что много говорит. Кто не

пренебрегает дхаммой, кто - пусть он малоучен - ощущает ее

всем своим телом, тот поистине, сведущ в дхамме.

260. Не потому он старший, что его голова седа. Он в

преклонном возрасте, но называют его "состарившимся напрасно".

261. Тот, в ком истина и дхамма, ненасилие, самоограничение,

смирение, кто безупречен и мудр, того называют "старшим".

262. Завистливый, жадный, изворотливый человек не становится

привлекательным только из-за красноречия или красивого лица.

263. Тот, у кого это уничтожено, с корнем вырвано, устранено,

кто мудр и отказался от ненависти, того называют

"привлекательным".

264. Непослушный им лживый не становится отшельником только

благодаря бритой голове. Что это за отшельник, если он

скареден и исполнен желаний?!

265. Но кто полностью подчиняет зло, - большое или малое, -

того называют "отшельником", ибо н успокоил зло.

266. Не потому он бхикшу, что просит у других милостыню.

Бхикшу становятся не иначе, как усвоив всю дхамму.

267. Кто стоит в этом мире выше добра и зла или ведет

праведную жизнь, кто живет здесь, обладая знанием, именно

такого называют "бхикшу".

268-269. Глупый, невежественный не становится муни, даже если

он соблюдает молчание. Тот же мудрец, который, как бы имея

весы, отбирает хорошее и избегает плохого, и есть муни;

поэтому-то он муни. Кто взвешивает в этом мире и то и другое,

тот как раз называется "муни".

270. Он не благороден, если совершает насилие над живыми

существами. Его называют благородным, если он не совершает

насилия ни над одним живым существом.

271-272. Только послушанием и ритуалами или также

многоученостью, или же достижением самоуглубления, или

одиноким ночлегом - я не достигну счастья архатства,

недостижимого для простых мирян! О бхикшу! Разве вы были

довольны, не достигнув уничтожения желаний?

ХХ. Глава о пути

273. Лучший из путей - восьмеричный, лучшая из истин - четыре

слова; лучшая из дхамм - уничтожение страстей; лучший из

двуногих - тот, кто прозорлив.

274. Вот путь, и нет другого для очищения зрения. Следуйте по

нему. Все иное - наваждение Мары.

275. Следуя по нему, вы положите конец страданию. Это путь был

провозглашен мной, когда я узнал, как удалять тернии.

276. Вы сами должны сделать усилие. Татхагаты - единственные

учителя. Те, кто следует этим путем и самоуглублен,

освободится от оков Мары.

277. "Все санкхары преходящи". Когда мудро смотрит на это,

тогда испытывают отвращение к злу. Вот путь к очищению.

278. "Все санкхары горестны". Когда мудро смотрят на это,

тогда испытывают отвращение ко злу. Вот путь к очищению.

279. "Все санкхары лишены души". Когда мудро смотрят на это,

тогда испытывают отвращение ко злу. Вот путь к очищению.

280. Кто встает, когда время вставать; кто исполнен лени,

несмотря на молодость и силу; у кого решимость и мысль

подавлены, - тот, беспечный и ленивый, не найдет пути к

мудрости.

281. Внимательный к слову, вполне смиривший свой ум, пусть он

не делает ничего дурного телом, пусть он очистит эти три пути

действия, пусть он достигнет тропы, указанной мудрецами.

282. Истинно: из размышления рождается мудрость; из отсутствия

размышления - уничтожение мудрости. Зная этот двойной путь к

жизни и к уничтожению жизни, пусть он сделает так, чтобы

мудрость увеличивалась.

283. Вырубите лес, а не одно дерево. Из леса рождается страх.

Вырубов и лес, и чащу, вы, о бхикшу, станете свободными.

284. Пока у мужчины не искоренено желание к женщинам, - пусть

даже самое малое, - до тех пор его ум на привязи подобно

теленку, сосущему