грехи и постоянно
раздражен, увеличиваются желания; он далек от уничтожения
желаний.
254. В небе нет пути; нет отшельника вне нас. Люди находят
радость в иллюзиях, Татхагаты свободны от иллюзий.
255. В небе нет пути; нет отшельника вне нас. Нет вечной
санкхары; у просветленных нет непостоянства.
ХIХ. Глава о соблюдающем дхамму
256. Не тот соблюдает дхамму, кто с поспешностью преследует
свою цель. Мудрый же взвешивает и то и другое: правое и
неправое.
257. Он ведет других, не прибегая к насилию, в соответствии с
дхаммой, бесстрастно. Охраняющего дхамму, мудрого называют
"соблюдающим дхамму".
258. Не потому он мудр, что много говорит. Спокойного,
свободного от ненависти, не знающего страха называют "мудрым".
259. Не потому он сведущ в дхамме, что много говорит. Кто не
пренебрегает дхаммой, кто - пусть он малоучен - ощущает ее
всем своим телом, тот поистине, сведущ в дхамме.
260. Не потому он старший, что его голова седа. Он в
преклонном возрасте, но называют его "состарившимся напрасно".
261. Тот, в ком истина и дхамма, ненасилие, самоограничение,
смирение, кто безупречен и мудр, того называют "старшим".
262. Завистливый, жадный, изворотливый человек не становится
привлекательным только из-за красноречия или красивого лица.
263. Тот, у кого это уничтожено, с корнем вырвано, устранено,
кто мудр и отказался от ненависти, того называют
"привлекательным".
264. Непослушный им лживый не становится отшельником только
благодаря бритой голове. Что это за отшельник, если он
скареден и исполнен желаний?!
265. Но кто полностью подчиняет зло, - большое или малое, -
того называют "отшельником", ибо н успокоил зло.
266. Не потому он бхикшу, что просит у других милостыню.
Бхикшу становятся не иначе, как усвоив всю дхамму.
267. Кто стоит в этом мире выше добра и зла или ведет
праведную жизнь, кто живет здесь, обладая знанием, именно
такого называют "бхикшу".
268-269. Глупый, невежественный не становится муни, даже если
он соблюдает молчание. Тот же мудрец, который, как бы имея
весы, отбирает хорошее и избегает плохого, и есть муни;
поэтому-то он муни. Кто взвешивает в этом мире и то и другое,
тот как раз называется "муни".
270. Он не благороден, если совершает насилие над живыми
существами. Его называют благородным, если он не совершает
насилия ни над одним живым существом.
271-272. Только послушанием и ритуалами или также
многоученостью, или же достижением самоуглубления, или
одиноким ночлегом - я не достигну счастья архатства,
недостижимого для простых мирян! О бхикшу! Разве вы были
довольны, не достигнув уничтожения желаний?
ХХ. Глава о пути
273. Лучший из путей - восьмеричный, лучшая из истин - четыре
слова; лучшая из дхамм - уничтожение страстей; лучший из
двуногих - тот, кто прозорлив.
274. Вот путь, и нет другого для очищения зрения. Следуйте по
нему. Все иное - наваждение Мары.
275. Следуя по нему, вы положите конец страданию. Это путь был
провозглашен мной, когда я узнал, как удалять тернии.
276. Вы сами должны сделать усилие. Татхагаты - единственные
учителя. Те, кто следует этим путем и самоуглублен,
освободится от оков Мары.
277. "Все санкхары преходящи". Когда мудро смотрит на это,
тогда испытывают отвращение к злу. Вот путь к очищению.
278. "Все санкхары горестны". Когда мудро смотрят на это,
тогда испытывают отвращение ко злу. Вот путь к очищению.
279. "Все санкхары лишены души". Когда мудро смотрят на это,
тогда испытывают отвращение ко злу. Вот путь к очищению.
280. Кто встает, когда время вставать; кто исполнен лени,
несмотря на молодость и силу; у кого решимость и мысль
подавлены, - тот, беспечный и ленивый, не найдет пути к
мудрости.
281. Внимательный к слову, вполне смиривший свой ум, пусть он
не делает ничего дурного телом, пусть он очистит эти три пути
действия, пусть он достигнет тропы, указанной мудрецами.
282. Истинно: из размышления рождается мудрость; из отсутствия
размышления - уничтожение мудрости. Зная этот двойной путь к
жизни и к уничтожению жизни, пусть он сделает так, чтобы
мудрость увеличивалась.
283. Вырубите лес, а не одно дерево. Из леса рождается страх.
Вырубов и лес, и чащу, вы, о бхикшу, станете свободными.
284. Пока у мужчины не искоренено желание к женщинам, - пусть
даже самое малое, - до тех пор его ум на привязи подобно
теленку, сосущему