только
уничтожению желания.
188. Ко всякому прибежищу обращаются люди, мучимые страхом: к
горам и к лесам, к деревьям в роще, к гробницам.
189. Но ведь и такое прибежище не безопасно, и такое прибежище
не из лучших. Достигший такого прибежища не освобождается от
всех горестей.
190. Тот же, кто нашел прибежище в Будде, в Дхамме и в Сангхе,
кто владеет подлинным знанием, - видит Четыре благородные
истины.
191. Зло, происхождение зла и преодоление зла, и Благородный
восьмеричный путь, ведущий к прекращению зла.
192. Вот такое прибежище безопасно, такое прибежище - лучшее.
Достигший такого прибежища освобождается от всех горестей.
193. Трудно найти благородного человека: не везде он
рождается. Но где рождается такой мудрый, так процветает
счастливый род.
194. Благословенно рождение просветленных, благословенно
ученье истинной дхаммы, благословенно согласие сангхи,
благословен аскетизм живущих в согласии.
195-196. Никому невозможно перечислить достоинства ("такие,
мол, да этакие") такого, кто почитает достойных почтенья (будь
то просветленные или ученики), преодолевших препятствия,
освободившихся от печали и жалоб, того, кто почитает таких
достигших освобождения и не знающих страха.
XV. Глава о счастье
197. О! Мы живем очень счастливо, невраждующие среди
враждебных; среди враждебных людей живем мы, невраждующие.
198. О! Мы живем очень счастливо, небольные среди больных;
среди больных людей живем мы, небольные.
199. О! Мы живем очень счастливо, нетомящееся среди томящихся;
среди томящихся людей живем мы, нетомящееся.
200. О! Мы живем очень счастливо, хотя у нас ничего нет. Мы
будем питаться радостью, как сияющие боги.
201. Победа порождает ненависть; побежденный живет в печали. В
счастье живет спокойный, отказывающийся от победы и поражения.
202. Нет огня большего, чем страсть; нет беды большей, чем
ненависть; нет счастья большего, чем тело; нет счастья,
равного спокойствию.
203. Голод - величайший недуг, санкхары - величайшее зло; для
того, кто доподлинно знает об этом, Нирвана - величайшее
благо.
204. Здоровье - величайшая победа; удовлетворение - величайшее
богатство; доверие - лучший из родственников; Нирвана -
величайшее благо.
205. Вкусив сладость одиночества и сладость успокоения,
освобождается от страха и от греха тот, кто вкушает сладость
блаженства дхаммы.
206. Приятно смотреть на благородных; быть в их обществе -
благо. Да будет всегда счастлив тот, кто не видит глупцов.
207. Ибо странствующий в обществе глупцов страдает долгое
время. Пребывание с глупцами, как с врагом, всегда приносит
несчастье, а пребывание с мудрыми - счастье, как встреча с
родственниками.
208. Поэтому: как Луна следует звездным путем, так нужно
следовать за мудрым, знающим и многоученым, многоперенесшим,
благочестивым, благородным - за таким хорошим и умным
человеком.
ХVI. Глава о приятном
209. Посвятивший себя суете и не посвятивший себя размышлению,
забывший цель, цепляющийся за удовольствие завидует
самоуглубленному.
210. Не привязывайся к приятному и никогда - к неприятному. Не
видеть приятное и видеть неприятное - зло.
211. Поэтому не делайте приятного, ибо расставание с приятным
болезненно. Нет уз для тех, у которых нет приятного или
неприятного.
212. Из приятного рождается печаль, из приятного рождается
страх; у того, кто освободится от приятного, нет печали,
откуда страх?
213. Из склонности рождается печаль, из склонности рождается
страх; у того, кто освободился от склонности, нет печали,
откуда страх?
214. Из привязанности рождается печаль, из привязанности
рождается страх; у того, кто освободился от привязанности, нет
печали, откуда страх?
215. Из страсти рождается печаль, из страсти рождается страх;
у того, кто освободился от страсти, нет печали, откуда страх?
216. Из желания рождается печаль, из желания рождается страх;
у того, кто освободился от желания, нет печали, откуда страх?
217. Исполненного добродетели и проницательности, стойкого в
дхамме, говорящего правду, исполняющего свой долг - такого
считает народ приятным.
218. Тот, у кого мысль не привязана к удовольствиям, в ком
родилось желание неизреченного (и пусть он исполнен разума),
зовется уддхамсота.
219. Родственники, друзья и доброжелатели радуются,
приветствуя человека, долго отсутствующего и пришедшего
издалека невредимым.
220. Добрые дела встречают добродетельного человека, ушедшего
из этого мира