Приводится по изданию: Дхаммапада / Перевод с пали, введение и
комментарии В.Н.Топорова.
Ответственный редактор Ю.Н.Рерих. - М., 1960.
Дхаммапада относится к числу тех произведений, которые, как
говорит традиция, составлены из изречений, приписываемых Будде
и произносившихся им по поводу того или иного случая. Если же
еще учесть, что в Дхаммападе весьма полно и широко изложены
основные принципы морально-этической доктрины раннего
буддизма, то станет понятным авторитет, которым она
пользовалась и пользуется до сих пор у последователей
буддизма, справедливо видящих в ней компендиум буддийской
мудрости, учебник жизни.
I. Глава парных строф
1. Дхаммы обусловлены разумом, их лучшая часть - разум, из
разума они сотворены. Если кто-нибудь говорит или делает с
нечистым разумом, то за ним следует несчастье, как колесо за
следом везущего.
2. Дхаммы обусловлены разумом, их лучшая часть - разум, из
разума они сотворены. Если кто-нибудь говорит или делает с
чистым разумом, то за ним следует счастье, как неотступная
тень.
3. "Он оскорбил меня, он ударил меня, он одержал верх надо
мной, он обобрал меня". У тех, кто таит в себе такие мысли,
ненависть не прекращается.
4. "Он оскорбил меня, он ударил меня, он одержал верх надо
мной, он обобрал меня". У тех, кто не таит в себе такие мысли,
ненависть прекращается.
5. Ибо никогда в этом мире ненависть не прекращается
ненавистью, но отсутствием ненависти прекращается она. Вот
извечная дхамма.
6. Ведь некоторые не знают, что нам суждено здесь погибнуть. У
тех же, кто знает это, сразу прекращаются ссоры.
7. Того, кто живет в созерцании удовольствий, необузданного в
своих чувствах, неумеренного в еде, ленивого, нерешительного,
- именно его сокрушает Мара, как вихрь - бессильное дерево.
8. Того, кто живет без созерцания удовольствий, сдержанного в
своих чувствах и умеренного в еде, полного веры и
решительности, - именно его не может сокрушить Мара, как вихрь
не может сокрушить каменную гору.
9. Кто облачается в желтое одеяние, сам не очистившись от
грязи, не зная ни истины, ни самоограничения, тот недостоин
желтого одеяния.
10. Но кто избавился от грязи, кто стоек в добродетелях,
исполнен истины и самоограничения, именно тот достоин желтого
одеяния.
11. Мнящие суть в несути и видящие несуть в сути, они никогда
не достигнут сути, ибо их удел - ложные намерения.
12. Принимающие суть за суть и несуть за несуть, они достигнут
сути, ибо их удел - истинные намерения.
13. Как в дом с плохой крышей просачивается дождь, так в плохо
развитый ум просачивается вожделение.
14. Как в дом с хорошей крышей не просачивается дождь, так в
хорошо развитый ум не просачивается вожделение.
15. В этом мире сетует он и в ином - сетует. В обоих мирах
злочинец сетует. Он сетует, он страдает, видя зло своих дел.
16. В этом мире радуется он и в ином - радуется. В обоих мирах
творящий добро радуется. Он радуется не нарадуется, видя
непорочность своих дел.
17. В этом мире страдает он и в ином - страдает, в обоих мирах
злочинец страдает. "Зло сделано мной", - страдает он. Еще
больше страдает он, оказавшись в беде.
18. В этом мире ликует он и в ином - ликует, в обоих мирах
творящий добро ликует. "Добро сделано мной!" - ликует он. Еще
больше ликует он, достигнув счастья.
19. Если даже человек постоянно твердит Писание, но,
нерадивый, не следует ему, он подобен пастуху, считающему
коров у других. Он непричастен к святости.
20. Если даже человек мало повторяет Писание, но живет, следуя
дхамме, освободившись от страсти, ненависти и невежества,
обладая истинным знанием, свободным разумом, не имея
привязанностей ни в этом, ни в ином мире, - он причастен к
святости.
II. Глава о серьезности
21. Серьезность - путь к бессмертию. Легкомыслие - путь к
смерти. Серьезные не умирают. Легкомысленные подобны
мертвецам.
22. Отчетливо понимая это, мудрые - серьезны. В серьезности
они черпают радость. На ниве благородных радуются они.
23. Вдумчивые, упорные, всегда стойкие и мудрые, они достигают
Нирваны, свободной от привязанностей и несравненной.
24. У энергичного, полного мыслей, действующего осмотрительно,
ограничивающего себя, серьезного, того, чьи дела чисты и кто
живет, следуя дхамме, - у того возрастает слава.
25. Пусть мудрец усилием, серьезностью, самоограничением и
воздержанием сотворит остров, который нельзя сокрушить
потоком.
26. Невежды, глупые