Ю.Н.Рерих

Дхаммапада

Приводится по изданию: Дхаммапада / Перевод с пали, введение и

комментарии В.Н.Топорова.

Ответственный редактор Ю.Н.Рерих. - М., 1960.

Дхаммапада относится к числу тех произведений, которые, как

говорит традиция, составлены из изречений, приписываемых Будде

и произносившихся им по поводу того или иного случая. Если же

еще учесть, что в Дхаммападе весьма полно и широко изложены

основные принципы морально-этической доктрины раннего

буддизма, то станет понятным авторитет, которым она

пользовалась и пользуется до сих пор у последователей

буддизма, справедливо видящих в ней компендиум буддийской

мудрости, учебник жизни.

I. Глава парных строф

1. Дхаммы обусловлены разумом, их лучшая часть - разум, из

разума они сотворены. Если кто-нибудь говорит или делает с

нечистым разумом, то за ним следует несчастье, как колесо за

следом везущего.

2. Дхаммы обусловлены разумом, их лучшая часть - разум, из

разума они сотворены. Если кто-нибудь говорит или делает с

чистым разумом, то за ним следует счастье, как неотступная

тень.

3. "Он оскорбил меня, он ударил меня, он одержал верх надо

мной, он обобрал меня". У тех, кто таит в себе такие мысли,

ненависть не прекращается.

4. "Он оскорбил меня, он ударил меня, он одержал верх надо

мной, он обобрал меня". У тех, кто не таит в себе такие мысли,

ненависть прекращается.

5. Ибо никогда в этом мире ненависть не прекращается

ненавистью, но отсутствием ненависти прекращается она. Вот

извечная дхамма.

6. Ведь некоторые не знают, что нам суждено здесь погибнуть. У

тех же, кто знает это, сразу прекращаются ссоры.

7. Того, кто живет в созерцании удовольствий, необузданного в

своих чувствах, неумеренного в еде, ленивого, нерешительного,

- именно его сокрушает Мара, как вихрь - бессильное дерево.

8. Того, кто живет без созерцания удовольствий, сдержанного в

своих чувствах и умеренного в еде, полного веры и

решительности, - именно его не может сокрушить Мара, как вихрь

не может сокрушить каменную гору.

9. Кто облачается в желтое одеяние, сам не очистившись от

грязи, не зная ни истины, ни самоограничения, тот недостоин

желтого одеяния.

10. Но кто избавился от грязи, кто стоек в добродетелях,

исполнен истины и самоограничения, именно тот достоин желтого

одеяния.

11. Мнящие суть в несути и видящие несуть в сути, они никогда

не достигнут сути, ибо их удел - ложные намерения.

12. Принимающие суть за суть и несуть за несуть, они достигнут

сути, ибо их удел - истинные намерения.

13. Как в дом с плохой крышей просачивается дождь, так в плохо

развитый ум просачивается вожделение.

14. Как в дом с хорошей крышей не просачивается дождь, так в

хорошо развитый ум не просачивается вожделение.

15. В этом мире сетует он и в ином - сетует. В обоих мирах

злочинец сетует. Он сетует, он страдает, видя зло своих дел.

16. В этом мире радуется он и в ином - радуется. В обоих мирах

творящий добро радуется. Он радуется не нарадуется, видя

непорочность своих дел.

17. В этом мире страдает он и в ином - страдает, в обоих мирах

злочинец страдает. "Зло сделано мной", - страдает он. Еще

больше страдает он, оказавшись в беде.

18. В этом мире ликует он и в ином - ликует, в обоих мирах

творящий добро ликует. "Добро сделано мной!" - ликует он. Еще

больше ликует он, достигнув счастья.

19. Если даже человек постоянно твердит Писание, но,

нерадивый, не следует ему, он подобен пастуху, считающему

коров у других. Он непричастен к святости.

20. Если даже человек мало повторяет Писание, но живет, следуя

дхамме, освободившись от страсти, ненависти и невежества,

обладая истинным знанием, свободным разумом, не имея

привязанностей ни в этом, ни в ином мире, - он причастен к

святости.

II. Глава о серьезности

21. Серьезность - путь к бессмертию. Легкомыслие - путь к

смерти. Серьезные не умирают. Легкомысленные подобны

мертвецам.

22. Отчетливо понимая это, мудрые - серьезны. В серьезности

они черпают радость. На ниве благородных радуются они.

23. Вдумчивые, упорные, всегда стойкие и мудрые, они достигают

Нирваны, свободной от привязанностей и несравненной.

24. У энергичного, полного мыслей, действующего осмотрительно,

ограничивающего себя, серьезного, того, чьи дела чисты и кто

живет, следуя дхамме, - у того возрастает слава.

25. Пусть мудрец усилием, серьезностью, самоограничением и

воздержанием сотворит остров, который нельзя сокрушить

потоком.

26. Невежды, глупые