Краснов И

Наузы - славянские обереги

веревку, по некоторым версиям, найти веревку нужно обязательно на той дороге, по которой ходит человек, лечить которого вы собрались, по другим — шнурок из ботинка. Потом надо завязать эту веревку концами в середину и положить на раскаленную сковородку. В тот момент, когда веревка или шнурок загорится, нужно три раза повторить: «Так как вервь завязана, так бы рабу Божиему ... (имя больного) завязан всякий вид пьянства мысленного и возможного. Аминь». Слова заговора меняются в зависимости от области, где им пользуются, но смысл остается неизменным. После того как веревка полностью прогорает, ее пепел растворяют в какой-нибудь жидкости (ни в коем случае не в алкоголе!) и дают выпить больному.

Существуют различные модификации этого обычая. Остановимся на некоторых из них подробнее. Так, на Украине почитают должным сжигаемую веревку смочить изначально в спиртном, дабы показать, как сгорает в огне узел, соединявший волю человека с зеленым змием. Золу не дают выпить, а зашивают в полу одежды. Казаки не сжигают веревку, а, подпалив, носят, намотав на запястье. Близок к этому типу заговоров обычай жителей Урала — они связывают шнурками ботинки человека, которому хотят помочь. При этом они нашептывают слова: «Узел есть, и ты не пьешь, целым до дому дойдешь». Потом шнурки сжигаются. Я лично знаком с человеком, который приехал в Питер с Урала. Он работал в строительной компании и был руководителем крупного участка строительства. Естественно, ни о каком алкоголизме и речи не было — он был всегда свежевыбрит, прекрасно выглядел и был примером для подчиненных. Однажды он рассказал, что в молодости был кутилой и пьяницей, сущим бичом своего маленького городка. Родители переживали страшно. Однажды утром, не найдя своих шнурков в ботинках, он списал это на последствия сильной гулянки. Мать объяснила, в чем дело. Он, конечно, не поверил, отшутился, мол, глупости это. Однако в тот день пить не захотел, да и на следующий день тоже. Стал снова ходить на работу, которую успел было бросить. За короткое время быстро продвинулся вперед, потом его отправили в Питер в командировку. В северной столице он произвел хорошее впечатление, и его пригласили работать. И теперь он частенько повторяет: «Недаром же народная мудрость существует — таких, как я, в пути укрепляет».

ЛЮБОВНАЯ МАГИЯ НАУЗОВ

Узлы и амулеты, так или иначе связанные с узлами, играли не последнюю роль и в любовной магии. Недаром, наверное, появилось выражение «супружеские узы». Супруги оказываются связанными прочными энергетическими связями, внешним проявлением чего становятся различные обряды.

Например, как средство любовной магии использовалась пуповина. На Балканах, если родители хотят, чтобы их дети поженились, они связывают их пуповины и хранят вместе. Подобный обычай встречается и у казаков Краснодарского края. Знакомые рассказывали мне, что связанные пуповины хранят обычно в семье будущего жениха, а когда приходит время женитьбы, вручаются молодым. Если семьи принимают решение построить новую хату для молодых, то тогда под угловой камень кладутся завязанные узлом пуповины молодой семейной пары. Это оберегает Цом на долгие годы, и поколения потомков мо-гУт ничего не бояться под крышей родного до-Ма, который охраняют духи первых обитателей Дома, которые всегда готовы прийти на помощь, проникнув с того света в наш мир с помощью пуповин.

Роль волос в языческой мифологии большинства народов мира широко известна. Особенно примечательным в свете этой магической роли волос становится древнеславянский обычай, когда девушки дарили свои бусы юношам. Этот обряд выполнял функции, близкие к современному обряду обручения. Обычно, когда девушка вырастала и входила в тот возраст, когда ей уже скоро можно было выходить замуж, в дом к ее родителям приходили молодые люди и просили у ее матери нитку с бусами ее дочери. Мать оценивала юношу и, если он ей нравился, разрешала дочери подарить молодому человеку нитку бус. Согласно традициям древних славян решение принимала мать девушки, но зачастую случалось, что девушка сама себе находила избранника. Это тоже не возбранялось. Дареными нитками молодые люди украшали ремешки, которыми перевязывали свои косы. С ремешками без украшений ходили только вдовцы, совсем молодые мальчишки и мужчины, на которых не обратила внимания ни одна женщина. Соприкасаясь с волосами суженого, стягивая их в косы, девичья нитка бус хранила его в боях и на охоте, помогала ему. Одновременно она «следила» за верностью его сердца, не давала думать ни о ком другом, кроме той, которая подарила эту