Нисаргадатта Махарадж

Я есть То

сам по себе. В первую очередь я думаю о себе, а о других — только по отношению к себе. Короче говоря, я занят собой.

М: Отлично, и продолжайте быть занятым самим собой. Зачем же вы приехали сюда?

В: Чтобы сделать себя счастливым и защитить. Я признаю, что был не очень удачливым. Я не чувствую ни безопасности, ни счастья. Поэтому я здесь. Это место для меня новое, но причина моего приезда сюда старая: поиск защищённого счастья, счастливой защищённости. До сих пор я этого не нашёл. Вы можете мне помочь?

М: То, что никогда не было потеряно, не может быть найдено. Сам ваш поиск защищённости и радости не подпускает вас к ним. Перестаньте искать, прекратите чувствовать себя неудачником. Болезнь проста, и лекарство так же просто. Это ваш ум лишает вас защищённости и счастья. Ожидание делает вас незащищённым, память — несчастным. Перестаньте неправильно использовать свой ум, и с вами всё будет хорошо. Вам не нужно исправлять его, он сам исправит себя, когда вы перестанете беспокоиться о прошлом и будущем и начнёте жить всецело в сейчас .

В: Но сейчас не имеет никакого измерения. Я стану никем, ничем!

М: Именно. Как ничто и никто вы защищены и счастливы. Вы можете сами испытать это, вместо того чтобы задавать вопросы. Просто попробуйте!

Но давайте вернёмся к тому, что случайно и что спонтанно, или естественно. Вы сказали, что естественное упорядоченно, а случайное — это признак хаоса. Я сказал, что между ними нет разницы и что мы называем событие случайным, если его причины неизвестны. В природе нет места хаосу. Хаос существует только в уме человека. Ум не может охватить целое — его фокус очень узок. Он видит только фрагменты и не может увидеть всю картину целиком. Это подобно тому, как человек, который слышит звуки, но не понимает языка, может обвинить говорящего в бессмысленном бормотании и оказаться совершенно неправым. Что для одного слышится как хаотичный поток звуков, для другого — прекрасные стихи.

Королю Джанаке однажды приснилось, что он нищий. Проснувшись, он спросил своего Гуру Васиштху: «Кто я — король, которому снится, что он нищий, или нищий, которому снится, что он король?» Гуру ответил: «Ты ни тот, ни другой, ты — оба. Ты есть, но ты не то, чем себя считаешь. Ты есть, потому что ты ведёшь себя соответственно, тебя нет, потому что это не продлится долго. Можешь ли ты быть королем или нищим вечно? Всё меняется. Ты то, что не меняется. Кто ты?» Джанака сказал: «Да, я не король и не нищий, я бесстрастный свидетель». Гуру сказал: «Это твоя последняя иллюзия — то, что ты считаешь себя джняни , что ты другой, что ты выше обычного человека. Ты снова отождествляешь себя со своим умом, в этом случае с хорошо ведущим себя и во всех отношениях образцовым умом. Пока для тебя существует хотя бы малейшее различие, ты далёк от реальности. Ты находишься на уровне ума. Когда уходит «я есть я», приходит «я есть всё». Когда уходит «я есть всё», приходит «я есть». Когда уходит даже «я есть», остаётся только реальность, и в ней все «я есть» сохраняются и прославляются. Различие без разделения — это то Предельное, до которого может дотянуться ум. За пределом этого любая деятельность прекращается, потому что в нём достигаются все цели и исполняются все намерения».

В: Когда Высшее Состояние достигнуто, можно ли им поделиться с другими?

М: Высшее состояние универсально, оно здесь и сейчас, всё уже в нём. Это состояние бытия — знание и любовь. Кто не любит быть или не знает своего собственного существования? Но мы не пользуемся преимуществом этой радости быть сознательными, мы не углубляемся в это и не очищаем сознание от всего, что ему чуждо. Эта работа по самоочищению, прочищению психики, очень существенна. Как вызывающая раздражение пылинка в глазу может стереть весь мир, так и ложная идея «я есть тело ум» приводит к озабоченности собой, которая затмевает всю вселенную. Бесполезно бороться с ощущением, что вы ограниченная и отделённая личность, пока не вскроются его корни. Эгоизм основывается на ошибочных представлениях о себе. Очищение ума — это Йога.

50

Самоосознание — это свидетель

Вопрос: Вы говорили, что Я можно рассматривать в трёх аспектах: личностном (вьякти ), сверхличностном (вьякта ) и безличностном (авьякта ). Авьякта — это универсальное, реальное, чистое «Я», вьякта — это его отражение в сознании как «я есть», вьякти — это совокупность физических и жизненных процессов. Внутри узких границ настоящего момента сверхличностное осознаёт личность, как во времени, так и в пространстве, причём не только одну личность, а длинную