нужно распутать бытие из клубка переживаний. Когда вы познаете чистое бытие, перестанете быть тем или этим, вы различите его среди переживаний и больше не запутаетесь в именах и формах. Самоограничение — это сама суть личности.
В: Как я могу стать всем?
М: Вы и есть всё. Вам не надо, вы не можете стать тем, что вы уже есть. Просто перестаньте воображать себя чем то конкретным. Что приходит и уходит, не обладает бытием. Оно обязано самим своим видом реальности. Вы знаете, что мир существует, но знает ли мир о вас? Всё знание проистекает из вас, как и всё бытие, и вся радость. Осознайте, что вы есть вечный источник, и примите всё как ваше собственное. Такое приятие — это истинная любовь.
В: Ваши слова звучат очень красиво. Но как можно претворить их в жизнь?
М: Никогда не покидая дома, вы спрашиваете о пути домой. Избавьтесь отложных идей, вот и всё. Коллекционирование правильных представлений тоже не приведёт вас никуда. Просто перестаньте представлять.
В: Тут дело не в достижении, а в понимании.
М: Не пытайтесь понять! Будет достаточно, если у вас нет ошибочного понимания. Не полагайтесь на свой ум в том, что касается освобождения. Ведь это именно ум привёл вас к рабству. Полностью выйдите за его пределы.
То, что не имеет начала, не может иметь причину. Это не тот случай, когда вы знали когда то, чем вы являетесь, а потом забыли. Узнав однажды, вы не можете этого забыть. Неведение не имеет начала, но может иметь конец. Задайтесь вопросом: «Кто не знает?», и неведение растает, как сон. Мир полон противоречий, поэтому вы ищете гармонию и покой. Вы не можете найти этого в мире, потому что мир — это дитя хаоса. Чтобы найти порядок, вы должны искать внутри. Мир обретает бытие, только когда вы рождаетесь в теле. Нет тела — нет мира. Вначале выясните, являетесь ли вы телом. Понимание мира придёт позже.
В: Ваши слова звучат убедительно, но какая от них польза отдельной личности, которая знает, что находится в мире и является частью мира?
М: Миллионы людей едят хлеб, но мало кто знает всё о пшенице. И только те, кто знает, могут улучшать хлеб. Аналогично, только те, кто знает своё Я, чей взгляд проникал за пределы этого мира, могут улучшить его. Их значимость для отдельных личностей огромна, поскольку они являются их единственной надеждой на спасение. То, что находится в мире, не может спасти мир. Если вы действительно заботитесь о мире, вы должны выйти за его пределы.
В: Но можно ли выйти за пределы мира?
М: Кто родился первым — вы или мир? Пока вы считаете, что первым был мир, вы остаетесь его рабом. Как только вы осознаете без малейшего сомнения, что мир находится в вас, а не вы в мире, вы свободны от него. Конечно, ваше тело останется в мире и частью мира, но оно перестанет вводить вас в заблуждение. Все писания утверждают, что до возникновения мира был Создатель. Кто знает Создателя? Только тот, кто существовал до него, ваше собственное истинное бытие, источник всех миров и их создателей.
В: Всё, что вы говорите, связывается воедино утверждением, что мир является вашей собственной проекцией. Вы признаёте, что имеете в виду ваш персональный, субъективный мир, мир, который дан вам в ощущениях и в уме. В этом смысле каждый из нас живёт в мире своих проекций. Эти частные миры едва ли касаются друг друга, они возникают и исчезают в «я есть» в самом их центре. Но вне этих частных миров должен быть общий объективный мир, для которого частные миры — всего лишь его тени. Вы отрицаете существование такого объективного мира, общего для всех?
М: Реальность не является ни объективной, ни субъективной, ни умом, ни материей, ни временем, ни пространством. Эти разделения нуждаются в ком то, с кем они могли бы происходить, в отдельном сознательном центре. Но реальность есть всё и ничто, тотальность и исключение, полнота и пустота, она совершенно последовательна или абсолютно парадоксальна. Вы не можете говорить о ней, вы можете только растворить себя в ней. Когда вы отрицаете реальность всего, вы приходите к остатку, который нельзя отрицать.
Все разговоры о джняне являются признаком неведения. Ум воображает, что он не знал, а потом узнает. Реальность не знает ничего об этих извивах. Даже идея Бога как Создателя ложна. Разве я обязан своим существованием какому то другому существу? Всё есть , потому что Я есть .
В: Как такое может быть? Ребёнок рождается в этот мир, а не мир рождается в ребёнка. Мир стар, а ребёнок только появился.
М: Ребёнок рождается в ваш мир. А теперь подумайте: родились ли вы в этот мир, или он возник для