Нисаргадатта Махарадж

Я есть То

всезнающей, наделяющей всё энергией первопричине. Другие учителя вообще отказываются обсуждать реальность. Они говорят, что реальность за пределами ума, а все обсуждения в пределах ума, являющегося пристанищем нереального. Они используют отрицательный подход. Они определяют нереальное и таким образом выходят из него в реальное.

М: Разница только в словах. В конце концов, когда я говорю о реальном, я описываю его как не нереальное, беспространственное, безвременное, беспричинное, безначальное и бесконечное. Это одно и то же. Если оно ведёт к просветлению, то какое значение имеет терминология? Какая разница, толкать тележку или тянуть её, если она катится? Вы можете чувствовать притяжение к реальности в одно время и отторжение от иллюзорного в другое. Это всего лишь сменяющие друг друга настроения, они оба нужны для совершенной свободы. Вы можете идти тем или иным путём — но это всегда будет верный путь в данный момент, просто идите с чистым сердцем, не тратьте время на сомнения и неуверенность. Ребёнку, чтобы расти, нужна разная пища, но акт принятия пищи всегда одинаков. Теоретически, все подходы хороши. Практически и в данный момент, вы идёте только одной дорогой. Рано или поздно вы обязательно обнаружите, что, если вы действительно хотите найти, вы должны копать только в одном месте — внутри.

Ни ваше тело, ни ваш ум не могут дать вам то, что вы ищете, — бытие и знание своего Я и величайший покой, который приходит с этим.

В: В каждом подходе должно быть что то ценное и эффективное.

М: В каждом случае ценность лежит в приведении вас к необходимости искать внутри. Игра с различными подходами может быть следствием нежелания идти внутрь, страха необходимости отбросить иллюзию того, что вы являетесь чем то или кем то конкретным. Чтобы найти воду, вы не будете рыть много маленьких ямок вокруг, а выроете один глубокий колодец. Точно так же, чтобы найти своё Я, вы должны исследовать себя. Когда вы осознаете, что вы есть свет мира, вы также осознаете, что вы есть его любовь, что знать — значит любить, а любить — значит знать.

Из всех видов любви любовь к себе стоит на первом месте. Ваша любовь к миру является отражением вашей любви к себе, поскольку ваш мир — это ваше собственное создание. Свет и любовь безличностны, но они отражаются в вашем уме как знание и желание себе блага. Мы всегда относимся к себе хорошо, но не всегда мудро. Йог — это человек, чья доброжелательность соединена с мудростью.

45

Что приходит и уходит, не обладает бытием

Вопрос: Я пришёл скорее просто побыть с вами, чем слушать. Словами много не выразишь, гораздо больше может быть передано в безмолвии.

Махарадж: Сначала слова, потом безмолвие. Для безмолвия надо созреть.

В: Я могу жить в безмолвии?

М: Неэгоистичная работа ведёт к безмолвию, потому что, когда вы работаете бескорыстно, вам не нужно просить о помощи. Будучи равнодушным к результатам, вы готовы работать с самыми непригодными средствами. Вы не беспокоитесь о вознаграждении и хорошем оснащении и не требуете признания и поддержки. Вы просто делаете то, что должно быть сделано, оставляя успех и неудачу неизвестному. Потому что всё является следствием бесчисленных факторов, и ваше личное усилие — всего лишь один из них. Однако такова магия человеческого ума и сердца, что самое невероятное случается, когда человеческая воля и любовь объединяются вместе.

В: Что плохого в просьбе о помощи, если работа достойная?

М: Зачем нужна просьба? Она всего лишь указывает на слабость и беспокойство. Работайте, и вселенная будет работать вместе с вами. В конце концов, сама идея правильного действия приходит к вам из неизвестного. Оставьте результаты неизвестному и просто делайте необходимые движения. Вы просто одно из звеньев в длинной цепи причинности. По сути, всё происходит только в уме. Если вы работаете над чем то постоянно, вкладывая всю душу, то оно произойдёт, поскольку такова функция ума — заставлять вещи случаться. В действительности, ни в чём нет недостатка, ни в чём нет нужды, вся работа происходит только на поверхности. В глубине — совершенный покой. Все ваши проблемы возникают, потому что вы определили и, следовательно, ограничили себя. Когда вы не считаете себя тем то и тем то, все противоречия исчезают. Любая попытка сделать что то с вашими проблемами обречена на провал, поскольку то, чьей причиной было желание, может исчезнуть только в свободе от желаний. Вы заключили себя во время и пространство, втиснули себя в кратчайший промежуток человеческой жизни и объём тела и создали таким образом бесчисленные