Навнатх Сампрадайи предлагает ищущему королевскую дорогу к освобождению, дорогу, на которой объединяются все четыре тропинки: бхакти , джняна , карма и дхьяна . Адинатх Бхайрава, которого считают воплощением Господа Шивы, в своей работе, озаглавленной Натхлингамрита, утверждает, что путь, указанный школой Натх, — лучший из всех и ведёт к прямому освобождению.
Глоссарий
Аарти (ар , арьянти — восхвалять) — ритуал поклонения Божественному.
Аватар (ава — из, вниз; аватаран — нисхождение) — воплощение, инкарнация.
Авьякта (а — отриц. частица не; вьякта — проявленное) — не проявленное, противоположность вьякты .
Адхи йога (адхи — верхнее, высшее) — Высшая Йога.
Акаша (а — предлог к; каша — видимое, проявленное) — пустота; эфир как один из элементов пространства; небо.
Ананда (а — предлог к; нанд — радоваться, наслаждаться) — блаженство, счастье.
Анирвачанья (а — отрицат. частица не; вачанья от вач — слово, выражение) — невыразимое.
Антахкарана (антар — внутренний; карана — орган чувства) — психика, ум. Ум в собирательном смысле, включая интеллект (буддхи ), эго (ахамкара ) и ум (манас ).
Анубхава (ану — после; бхав — случаться) — прямое восприятие, опыт, сознавание. Опыт, получаемый в конце действия, восприятия, чувства или мысли. В любом переживании единственный переживающий — «я». Следовательно, любая анубхава ве дё т к основе «я» — «я есть».
Атма , Атман (атм — принадлежащий самому себе) — Высшее Я, индивидуальная душа. Атман за пределом трёх гун Пракрита . Действует не атман , а только Пракрита .
Атма бхакти (атман + бхакти от бхадж — поклоняться, преклоняться) — поклонение Высшему.
Атмарам (атма — я; рам , раман — наслаждаться) — наслаждаться Я.
Ахимса (а — отриц. частица не; химса — убийство, насилие) — ненасилие; непричинение вреда мыслью, словом и действием.
Брахма (брх — расти, увеличиваться) — Брахма создаёт, увеличивает. Один из богов индуистской троицы: Брахма — создатель, Вишну — хранитель и Шива — разрушитель.
Брахман — Абсолют, Абсолютная Реальность, с её характеристиками — абсолютным существованием (сат ), абсолютным сознанием (чит ) и абсолютным блаженством (ананда ). Согласно Шанкарачарье, Брахман , Абсолют, имеет пять различных фаз: Хираньягарбха — Космическое Я, Ишвара — личный бог в форме Аватара , Джива — индивидуальная душа, Пракрита — бренная Природа и Шакти — созидательная энергия.
Брахмасми (Брахман — Высшее; асми — я есть, ас — быть) — «я есть» (асми ) символизирует чистое осознание само существования и, следовательно, выражение чистого сознания, или Пурушу . Когда это чистое сознание вовлекается в материю, чистое «я есть» превращается в «я есть то», «я такой то и такой то».
Брахмачарья — воздержание, религиозное ученичество с сохранением целибата. Брахмачарья в широком смысле подразумевает не только сексуальное воздержание, но и свободу от стремления к любым чувственным удовольствиям.
Буддхи (бодхати — различать, знать) — интеллект, отражение реального в уме. Буддхи — это способность, позволяющая уму воспринимать объекты феноменального мира. Пока буддхи функционирует посредством ума, невозможно познать чистое сознание (будх — пробуждаться, наблюдать).
Бхаджан (бхадж — преклоняться) — практика поклонения, молитва.
Бхакти — (бхадж — преклоняться) — преданность, преклонение. Отсюда «бхакта» — преданный.
Бхога , бхог (бхудж — наслаждаться, переносить) — переживание мирских радостей и горестей. «Бхог» — тот, кто вовлечён в мирские радости и печали. «Бхога марга» — путь мирских стремлений — радостей и печалей.
Вайрагья (ви — без; рага — желание) — отсутствие мирских желаний. Равнодушие к нереальному, преходящему. Отсюда полное отсутствие какого либо интереса к объектам удовольствия.
Вивека (ви — прочь, без; века — от корня вик — просеивать, отделять, различать) — различение, правильное различение между истинным и ложным, реальным и нереальным. Вивека — это выражение духовного сознания, скрытого за умом. Вивека ведёт к вайрагье .
Вишну — один из богов индуистской троицы — Брахма , Вишну , Шива .
Вьякта (ви — отдельно, без; акта — пассивная частица) — проявленная материя, эволюционирующая Природа.
Вьякти — личность, внешнее «я».
Вьяктитва — личность, ограниченное самоотождествление с телом.
Гуны — качества, атрибуты. В философии Самкхья три качества Космической Субстанции (Пракрита ) таковы: прояснение (саттва ), активизация (раджас ) и сдерживание (тамас ).
Гуру — духовный учитель, наставник.
Деха — физическое