на него сознательного внимания.
В: Меня преследует память о моих прекрасных переживаниях. Я хочу, чтобы они вернулись.
М: Они не могут вернуться, пока вы этого хотите. Желание чего то блокирует всё более глубокие переживания. Ничего ценного не может произойти с умом, который точно знает, чего хочет. Потому что ничто из того, что ум может представить и желать, не имеет ценности.
В: Чего тогда желать?
М: Желайте самого лучшего. Высшего счастья, величайшей свободы. Отсутствие желаний есть высшее блаженство.
В: Свобода от желаний — это не та свобода, которую я хочу. Я хочу свободу осуществлять свои желания.
М: Вы можете осуществлять свои желания. Кстати, вы ничего другого и не делаете.
В: Я пытаюсь, но всегда есть препятствия, которые оставляют меня неудовлетворённым.
М: Преодолейте их.
В: Я не могу, я слишком слаб.
М: Что делает вас слабым? Что такое слабость? Другие могут осуществлять свои желания, почему вы не можете?
В: Наверно, мне не хватает энергии.
М: Что случилось с вашей энергией? Куда она делась? Разве вы не рассеяли её на все эти противоречивые желания и стремления? Ваш запас энергии не бесконечен.
В: Почему?
М: Ваши цели ничтожны и низки. Они не требуют большего. Бесконечна только божественная энергия, потому что Он не хочет ничего для Себя. Будьте подобны Ему, и все ваши желания исполнятся. Чем выше ваши цели и шире ваши желания, тем больше энергии у вас будет для их осуществления. Желайте всеобщего блага, и вселенная будет работать на вас. Но если вы хотите только собственных удовольствий, вам придётся добиваться их тяжёлым путём. Прежде чем пожелать что то, заслужите это.
В: Я занимаюсь изучением философии, социологии и образования. Я думаю, что мне нужно развивать свой ум, прежде чем я смогу мечтать о самореализации. Я на правильном пути?
М: Чтобы зарабатывать средства к существованию, нужны специальные знания. Общие знания несомненно развивают ум. Но если вы собираетесь потратить жизнь, накапливая знания, вы сами строите стену вокруг себя. Чтобы выйти за пределы ума, не нужен высокоорганизованный интеллект.
В: А что тогда нужно?
М: Не доверяйте своему уму и идите за его пределы.
В: Что я найду за пределами ума?
М: Прямой опыт бытия, знания и любви.
В: Как выйти за пределы ума?
М: Существует много способов, все они ведут к одной цели. Вы можете начать с бескорыстной работы, отказываясь от плодов своих действий, затем вы можете отбросить думание и закончить отказом от всех желаний. Здесь отказ (тьяга ) — это действующий фактор. Или вы можете не беспокоиться о том, чего хотите, о чём думаете, что делаете, и просто оставаться погруженным в мысль и чувство «я есть», прочно укрепляя «я есть» в своём уме. К вам могут приходить всевозможные переживания — оставайтесь незатронутым, сознавая, что всё воспринимаемое мимолётно, и только «я есть» продолжается.
В: Я не могу посвятить всю свою жизнь этим практикам. Я должен выполнять свои обязанности.
М: Ни в коем случае не бросайте свои обязанности! Действие, не затрагивающее вас на эмоциональном уровне, приносящее вам пользу и не ведущее к страданию, не свяжет вас. Вы можете быть занятым в нескольких направлениях, работать с энтузиазмом и в то же время оставаться внутренне свободным и спокойным, с умом, подобным зеркалу, который отражает всё, не будучи затронутым ничем.
В: Такое состояние достижимо?
М: Я бы не говорил, если бы это было не так. Зачем мне предаваться фантазиям?
В: Все цитируют писания.
М: Те, кто знает только писания, не знают ничего. Знать — значит быть . Я знаю, о чём говорю. Это не повторение прочитанного или услышанного.
В: Я изучаю санскрит с одним профессором, но в действительности я только читаю писания. Я в поиске самореализации, и я пришёл за помощью. Пожалуйста, скажите мне, что делать.
М: Если вы читали писания, зачем вы спрашиваете меня?
В: Писания дают общее направление, а человек нуждается в личных инструкциях.
М: Ваше собственное Я — это ваш самый совершенный учитель (сатгуру ). Внешний учитель (Гуру) — просто веха на пути. Только ваш внутренний учитель пройдёт с вами весь путь до самой цели, поскольку он и есть цель.
В: Внутреннего учителя не просто найти.
М: Поскольку он внутри вас и с вами, это не может быть слишком сложно. Загляните внутрь, и вы найдёте его.
В: Когда я смотрю внутрь, я нахожу ощущения и состояния, мысли и чувства, желания и страхи, воспоминания и ожидания. Я поглощён этим облаком и больше ничего не вижу.
М: То, что видит всё это и также ничто , и есть внутренний учитель.