Нисаргадатта Махарадж

Я есть То

исправит смерть, но Гуру не может потерпеть поражение.

В: Что даёт вам такую уверенность?

М: Гуру и внутренняя реальность человека — одно и работают вместе ради одной и той же цели — освобождения и спасения ума. Они не могут проиграть. Они строят мосты из тех самых валунов, которые преграждают им путь. Сознание — это не всё бытие, есть другие уровни, на которых человек сотрудничает гораздо лучше. Гуру чувствует себя как дома на всех уровнях, и его энергия и терпение неистощимы.

В: Вы настаиваете на том, что я сплю и что сейчас самое время проснуться. Почему Махарадж, который приходит ко мне во сне, не смог до сих пор пробудить меня? Он всё время уговаривает и напоминает, но сон продолжается.

М: Это потому что вы не по настоящему поняли, что спите. Это самая суть связанности — смешение реального и нереального. Для вашего нынешнего состояния «я есть» — это реальность, а «что я» и «как я» — иллюзии, вызванные судьбой, или случайностью.

В: Когда начался сон?

М: Он кажется безначальным, но на самом деле он существует только сейчас. От мгновения к мгновению вы обновляете его. Увидев однажды, что спите, вы проснётесь. Но вы не видите, потому что хотите, чтобы сон продолжался. Придёт день, когда вы всем сердцем и умом будете мечтать об окончании этого сна и будете готовы заплатить любую цену. Ценой будет бесстрастие и непривязанность, потеря интереса к самому сну.

В: Как я безнадёжен! Пока продолжается сон существования, я хочу, чтобы он не кончался. Пока я хочу, чтобы он не кончался, он будет продолжаться.

М: Желания его продолжения можно избежать. Просто посмотрите ясно на своё положение, сама ясность освободит вас.

В: Пока я с вами, всё, что вы говорите, кажется совершенно очевидным, но когда я уезжаю от вас, то становлюсь беспокойным.

М: Вам не обязательно уезжать от меня, по крайней мере в вашем уме. Но ведь ваш ум печётся о благе мира!

В: Мир полон проблем, неудивительно, что и мой ум тоже наполнен ими.

М: Существовал ли когда нибудь мир без проблем? Ваше существование как личности зависит от насилия над другими. Само ваше тело — это поле битвы, заваленное мёртвыми и умирающими. Существование подразумевает насилие.

В: Как тело — да. Как человеческое существо — определённо нет. Для человечества ненасилие — это закон жизни, а насилие — смерти.

М: В природе полно насилия.

В: Бог и природа не человечны и не должны быть человечными. Меня заботит только человек. Чтобы быть человечным, я должен быть абсолютно сострадательным.

М: Вы понимаете, что пока у вас есть «я», которое нужно защищать, вы не можете отказаться от насилия?

В: Понимаю. Чтобы быть подлинно человечным, я должен не иметь «я», эго. Пока я эгоистичен, я только наполовину человек, гуманоид.

М: Итак, мы все полулюди, среди нас только несколько людей. Людьми нас делает «ясность и сострадание». Полулюди — «гуманоиды» — руководятся тамасом и раджасом , а настоящие люди — саттвой . Ясность и сострадание — это саттва , воздействующая на ум и действия. Но реальное находится за пределами саттвы . С тех пор как я вас знаю, вы всё время хотели помогать миру. Как сильно вы ему помогли?

В: Ни капельки. Ни мир, ни я не изменились. Но мир страдает, и я вместе с ним. Бороться против страдания естественно. Ведь цивилизация и культура, философия и религия — это не что иное, как бунт против страдания. Зло и его окончание — разве это не ваша главная цель? Вы можете называть его неведением, это не меняет дело.

М: Да, слова не имеют значения, как не имеет значения и форма, в которой вы сейчас пребываете. Имена и формы непрерывно меняются. Познайте себя как неизменного свидетеля изменчивого ума. Этого достаточно.

98

Свобода от самоотождествления

Махарадж: Вы можете сидеть на полу? Вам нужна подушка? У вас есть какие нибудь вопросы? Вам не обязательно что то спрашивать, вы можете просто тихо посидеть. Важно быть, просто быть . Вам необязательно что то спрашивать или что то делать. Такое, на первый взгляд, ленивое времяпровождение высоко ценится в Индии. Оно означает, что в текущий момент вы свободны от навязчивых мыслей о том, «что дальше». Когда вы поели без спешки и ваш ум ничем не обеспокоен, он умолкает, и в этой тишине можно услышать нечто, слишком тонкое и неясное для обычного восприятия. Чтобы увидеть это, ум должен быть открытым и безмолвным. Здесь мы занимаемся тем, что стараемся привести наши умы в правильное состояние для понимания того, что реально.

Вопрос: Как научиться не беспокоиться?

М: Вам не нужно беспокоиться о своём беспокойстве. Не пытайтесь