и только вы говорите о трёх и о пустоте за их пределами. Я вижу только мир, включающий в себя всё.
М: Даже «я есть»?
В: Даже «я есть». «Я есть» существует, потому что существует мир.
М: А мир существует, потому что существует «я есть».
В: Да, это верно в обоих направлениях. Я не могу их разделить и не могу выйти за их пределы, я не могу утверждать, что что то есть , пока не испытаю это сам, и не могу утверждать, что чего то нет , потому что не испытываю этого. Что вы такое испытываете, что позволяет вам говорить с такой убеждённостью?
М: Я знаю себя таким, какой я есть, — вне времени, вне пространства, без причины. Так случилось, что вы этого не знаете, потому что поглощены другими вещами.
В: Почему я так поглощён ими?
М: Потому что вас это интересует.
В: Почему меня это интересует?
М: Из за страха боли и желания удовольствия. Наслаждение — это конец боли, а боль — конец наслаждения. Они сменяют друг друга в бесконечной череде. Исследуйте этот порочный круг, пока не найдёте себя за его пределами.
В: Разве я не нуждаюсь в вашей милости, чтобы выйти за пределы?
М: Милость вашей внутренней Реальности всегда с вами. Сама ваша просьба о милости — её признак. Не беспокойтесь о моей милости, делайте, что я вам говорю. Действие — доказательство искренней устремлённости, а не ожидание милости.
В: По отношению к чему я должен быть искренне устремлённым?
М: Настойчиво исследуйте всё, что попадает в поле вашего восприятия. С практикой это поле расширится и исследование углубится, пока не станет спонтанным, а поле — безграничным.
В: Разве вы таким образом не делаете реализацию результатом практики? Практика происходит в пределах физического существования. Как она может дать рождение безграничному?
М: Конечно, между практикой и мудростью не может быть причинной связи. Но практика может глубоко повлиять на препятствия к мудрости.
В: Какие препятствия?
М: Неправильные представления, вызывающие слабость и распад тела и ума. Обнаружение и отбрасывание ложного избавляет от того, что мешает реальному войти в ум.
В: Я могу различить два состояния ума: «я есть» и «мир есть». Они появляются и исчезают вместе. Люди говорят: «Я есть, потому что мир есть». Вы, по видимому, говорите: «Мир есть, потому что „я есть“». Какое из них истинно?
М: Ни то, ни другое. Они являются одним и тем же состоянием во времени и пространстве. За их пределами находится безвременное.
В: Какова связь между временем и безвременным?
М: Безвременное знает время, время не знает безвременного. Всё сознание существует во времени, и для него безвременное кажется бессознательным. Однако оно является тем, что делает сознание возможным. Свет светит в темноте. В свете темнота невидима. Или можно сказать по другому: в бесконечном океане света появляется облако сознания — тёмное и ограниченное, воспринимаемое лишь по контрасту. Это просто попытки выразить словами нечто очень простое, однако совершенно невыразимое.
В: Слова должны служить мостом.
М: Слова относятся к состоянию ума, а не к реальности. Река, два берега, мост между ними — они все находятся в уме. Одни слова не могут помочь вам выйти за пределы. Должна быть ещё неутолимая жажда истины или абсолютная вера в Гуру. Поверьте мне, нет ни цели, ни пути, ведущего к ней. Вы сами и путь, и цель. Вам нечего достигать, кроме вас самих. Всё, что вам нужно, — это понимание, а понимание — это расцвет ума. Дерево постоянно, но цветы и плоды появляются только в сезон. Времена года сменяют друг друга, но дерево не меняется. Вы и есть дерево. Вы отрастили множество ветвей и листьев в прошлом и можете вырастить их также и в будущем, но вы всё равно останетесь собой. Не тем, что было, не тем, что будет, заметьте, а тем, что есть . Ваше желание создаёт вселенную. Познайте мир как своё собственное творение и будьте свободны.
В: Вы говорили, что мир — это дитя любви. Зная обо всех ужасах, наполняющих мир, о войнах, концентрационных лагерях, бесчеловечной эксплуатации, как я могу считать его своим собственным творением? Каким бы ограниченным я ни был, я не мог создать такой жестокий мир.
М: Выясните, кому является этот жестокий мир, и вы поймёте, почему он кажется таким жестоким. Ваши вопросы вполне оправданны, но на них нельзя ответить, пока вы не узнаете, чей это мир. Чтобы выяснить значение вещи, вы должны задать вопрос её создателю. Я говорю вам: «Вы сами создали мир, в котором живёте, и только вы можете изменить его или разрушить».
В: Как вы можете говорить, что я создал мир? Я едва знаю его.
М: В мире