же зависит от памяти. Под постоянством вы понимаете неизменную вечную память. Вы хотите увековечить ум, а это невозможно.
В: Тогда что вечно?
М: То, что не меняется со временем. Вы не можете увековечить преходящую вещь, вечно только неизменное.
В: Мне знаком общий смысл того, о чём вы говорите. Я не стремлюсь к более глубокому знанию. Я хочу только покоя.
М: Вам стоит только попросить — и вы получите этот покой.
В: Я прошу.
М: Вы должны просить с неразделённым сердцем и жить целостной жизнью.
В: Как?
М: Отстранитесь от всего, что делает ваш ум беспокойным. Отрекитесь от всего, что нарушает его покой. Если вы хотите покоя, заслужите его.
В: Конечно же, все заслуживают покоя.
М: Покоя заслуживают только те, кто не нарушает его.
В: Как я нарушаю покой?
М: Становясь рабом своих желаний и страхов.
В: Даже когда они оправданны?
М: Эмоциональные реакции, рождённые неведением или небрежностью, не могут быть оправданны. Ищите ясный ум и чистое сердце. Всё, что вам нужно, — быть внимательным, исследуя свою истинную природу. Это единственный путь к покою.
9Отзвуки памяти
Вопрос: Одни говорят, что вселенная была создана. Другие утверждают, что она всегда существовала и извечно подвергалась изменениям. Одни говорят, что она подчиняется законам вечности. Другие отрицают даже причинность. Одни говорят, что мир реален. Другие — что он абсолютно не существует.
Махарадж: О каком мире вы говорите?
В: О мире, который я воспринимаю, разумеется.
М: Мир, который вы воспринимаете, на самом деле ничтожно мал. И он доступен исключительно вам. Представьте, что это сон, и хватит беспокоиться.
В: Как я могу считать его сном? Сон не длится так долго.
М: А как долго продлится ваш собственный маленький мирок?
В: Как бы то ни было, мой маленький мирок есть не что иное, как часть общего мира.
М: А разве идея общего мира не является частью вашего персонального мира? Вселенная не говорит вам, что вы являетесь её частью. Вы сами создали общий мир, чтобы считать себя его частью. На самом деле всё, что вы знаете, — это ваш собственный личный мир, каким бы он ни казался вам в свете ваших фантазий и ожиданий.
В: Но ведь восприятие — не фантазия!
М: А что же ещё? Восприятие — это узнавание, ведь так? Что то абсолютно незнакомое можно ощутить, но не воспринять. Восприятию требуется память.
В: Согласен, но память не превращает всё в иллюзию.
М: Восприятие, воображение, ожидание, предвкушение, иллюзии — всё основано на памяти. Едва ли между ними есть граница. Они сливаются друг с другом. Всё это отзвуки памяти.
В: И всё же память существует, доказывая реальность мира.
М: Как много вы помните? Попробуйте записать по памяти всё, что вы думали, говорили и делали тридцатого числа прошлого месяца.
В: Вы правы, тут у меня провал.
М: Это нестрашно. Вы помните достаточно — подсознательная память делает мир, в котором вы живёте, таким знакомым.
В: Признаю, что мир, в котором живу я, субъективен и неполон. А как насчёт вас? В каком мире живёте вы?
М: Мой мир похож на ваш. Как и вы, я вижу, слышу, чувствую, думаю, говорю и действую в мире, который воспринимаю. Но если для вас этот мир — всё, для меня он — почти ничто. Сознавая, что мир — часть меня, я уделяю ему не больше внимания, чем вы — съеденной пище. В процессе приготовления и поглощения пища отдельна от вас, и ваш ум фиксирован на ней, но когда она съедена, она полностью покидает ваше сознание. Я съел этот мир, и мне больше не нужно думать о нём.
В: Получается, что вы не несете никакой ответственности за свои поступки?
М: Как я могу? Как я могу нанести вред чему то, что является одним целым со мной? Напротив, без размышления о мире все мои действия будут во благо. Как тело бессознательно поправляет своё состояние, так и я всё время поправляю состояние мира.
В: Тем не менее, вы осознаёте безграничные страдания мира?
М: Конечно, осознаю, и гораздо острее вас.
В: И что вы делаете?
М: Я смотрю на всё глазами Бога и понимаю, что всё хорошо.
В: Как вы можете говорить, что всё хорошо? Посмотрите на войны, эксплуатацию, жестокий конфликт между государством и его гражданами.
М: Все эти страдания созданы человеком, и в его власти положить им конец. Бог помогает, сталкивая человека с результатом его действий и требуя восстановления равновесия. Карма — это закон, утверждающий справедливость. Это целительная рука Бога.
10Наблюдение
Вопрос: Я полон желаний и хочу, чтобы они осуществились. Как мне получить то, чего я хочу?
Махарадж: А заслуживаете ли вы