материя и сознание являются только аспектами, что никогда не рождается и не умирает.
В: Если оно за пределами материи и сознания, то как его можно испытать?
М: Его можно узнать по воздействию на материю и сознание, ищите это в красоте и блаженстве. Но вы не поймёте ни тело, ни сознание, пока не выйдете за пределы обоих.
В: Пожалуйста, скажите нам прямо: вы сознательны или бессознательны?
М: Просветлённый (джняни ) не является ни тем, ни другим. Но в его просветлении содержится всё. Осознание содержит любой опыт. Но тот, кто осознаёт, находится за пределами любого опыта. Он даже за пределами самого осознания.
В: Есть фон переживания, назовём его материей. Есть переживающий, назовём его умом. Что является мостом между ними?
М: Сама пропасть между ними и является мостом. То, что с одного бока выглядит как материя, а с другого как ум, само и является мостом. Не разделяйте реальность на тело и ум, и вам не понадобятся мосты.
С появлением сознания возникает мир. Когда вы видите красоту и мудрость мира, вы называете это Богом. Узнайте источник всего этого, который в вас самих, и вы узнаете ответы на все ваши вопросы.
В: Видящий и видимое: их двое или они одно?
М: Есть только видение. И видящий, и видимое находятся в нём. Не создавайте различия там, где их нет.
В: Я начал с вопроса о человеке, который умер. Вы сказали, что его переживания сформируются в соответствии с его ожиданиями и верой.
М: До своего рождения вы ожидали жизни в соответствии с планом, который сами и составили. Ваша собственная воля была каркасом вашей судьбы.
В: Значит, точно вмешалась карма ?
М: Карма формирует обстоятельства, отношение ваше собственное. В абсолютном смысле ваш характер формирует вашу жизнь, и только вы можете формировать свой характер.
В: Как сформировать характер?
М: Видя его таким, каков он есть, и искренне сожалея. Эта связь видение чувствование может делать чудеса. Это подобно созданию бронзовой скульптуры — один металл или один огонь не помогут, и форма не пригодится. Вы должны расплавить металл в жаре огня и залить его в форму.
57За пределами ума нет страдания
Вопрос: Я вижу, как вы сидите в доме своего сына и ждёте, пока накроют стол к обеду. И гадаю, совпадает ли содержимое вашего сознания с моим, или частично отличается, или полностью отличается. Вы испытываете голод и жажду, как я, с нетерпением ожидая, когда подадут еду, или состояние вашего ума абсолютно другое?
Махарадж: На поверхности больших отличий нет, зато их много в глубине. Вы знаете себя только по чувствам и уму. Вы принимаете себя за то, что они предлагают, у вас нет прямого знания себя, только посредственные, неоригинальные идеи понаслышке. Что бы вы о себе ни думали, вы считаете это истиной, ваша привычка воображать себя воспринимающими и описуемыми очень сильна.
Я вижу так же, как вы, слышу как вы, ощущаю вкус как вы, ем как вы. Я тоже чувствую жажду и голод и ожидаю, что стол накроют вовремя. Если я голодаю или болею, мои тело и ум слабеют. Всё это я воспринимаю достаточно чётко, но каким то образом я не в этом, я чувствую себя будто плывущим поверх этого, отчуждённо и непривязанно. Даже не отчуждённо и непривязанно. Отчуждённость и непривязанность присутствуют как жажда и голод, есть также осознание всего этого и чувство огромной дистанции, как будто тело и ум и всё происходящее с ними находится где то далеко далеко на горизонте. Я подобен киноэкрану, чистому и пустому, картины движутся по нему и исчезают, оставляя его таким же чистым и пустым, как прежде. Экран никак не затрагивается картинами, как и картины экраном. Экран перехватывает и отражает картины, но не придаёт им форму. У него нет ничего общего с катушками кинопленки. Они такие, какие есть, кусочки судьбы (прарабдха ), но не моей судьбы, а судьбы людей на экране.
В: Вы же не хотите сказать, что у людей на экране есть судьбы! Они принадлежат сюжету, а не наоборот.
М: А как насчёт вас? Вы сами формируете свою жизнь или она формирует вас?
В: Да, вы правы. Жизнь сюжет разворачивается сама по себе, а я в ней просто один из актёров. Я не существую вне её, как и она не существует без меня. Я просто действующее лицо, не личность.
М: Действующее лицо становится личностью, когда начинает формировать свою жизнь, вместо того чтобы принимать её как есть, и отождествляется с нею.
В: Когда я задаю вопрос и вы отвечаете, что именно происходит?
М: Вопрос и ответ появляются на экране. Губы движутся, тело говорит — и снова экран чист и пуст.
В: Когда вы говорите «чист и пуст», что вы