запах исходил из комнаты, находящейся за дверью.
Виллетт сразу узнал этот запах - им была пропитана одежда Чарльза Барда в
тот день, когда его увезли в лечебницу. Значит, юноша находился именно
здесь, когда незваные посетители прервали его опыты. Он оказался
благоразумнее старого Джозефа Карвена и не оказал сопротивления. Полный
решимости разгадать все тайны зловещего подземелья, доктор взял лампу и
переступил порог комнаты, усилием воли преодолев страх перед неведомым. Он
не успокоится до тех пор, пока не выяснит истинную причину безумия Чарльза
Варда.
Комната была невелика. В ней находился стол, единственный стул и
несколько странных приспособлений с зажимами и винтами, напомнивших Виллетту
средневековые орудия пытки. На стене рядом с дверью на крюках висели плети и
бичи устрашающего вида, над ними были прибиты полки на которых теснились
ряды оловянных сосудов на ножках. Стол стоял напротив двери. На нем лежали
толстая записная книжка и карандаш. Рядом с большой лампой были закупоренные
высокие сосуды, снятые с лабораторных полок. На столе царил беспорядок,
предметы были разбросаны, словно в спешке.
Виллетт зажег лампу и стал перелистывать записную книжку, но. нашел
лишь отрывочные заметки, записанные угловатым почерком Карвена, которые не
проливали света на тайну Чарльза Варда:
"В. не умер. Прошел сквозь стены и скрылся под землей.
Видел старого В., Он произнес имя "Саваоф" и узнал истинный Путь.
Трижды вызвал того, чье имя Йог-Сотот, затем на следующий день отослал
Его.
Ф. пытался нас уничтожить, пытаясь вызвать Тех, что обитают в иных
сферах."
Когда большая лампа, стоящая на столе, ярко разгорелась, доктор увидел,
что к стене, рядом с орудиями для пыток, прибито множество деревянных
колышков, на которых висят когда-то белые, а сейчас сильно пожелтевшие
бесформенные одеяния. Все стены в комнате были покрыты изображениями
мистических символов и формулами, грубо высеченными на гладком камне. Серые
плиты пола тоже были исчерчены, и, Виллетт проследил линии, образующие
большую пентаграмму в центре комнаты. Между пентаграммой и углами комнаты
были нарисованы мелом круги диаметром примерно в три фута. В одном из кругов
лежало пожелтевшее одеяние и стоял неглубокий свинцовый сосуд той же формы,
что и бокалы на полках, и низкий пузатый кувшин из соседней комнаты, на
котором висела бирка с номером 118. Он. был откупорен и, как убедился
доктор, осмотрев его, совершенно пуст. Его содержимое, вероятно, было
пересыпано в бокал. Это был сухой, сероватый, слегка светящийся порошок,
такой легкий, что оставался в сосуде лишь потому, что воздух в комнате был
совершенно неподвижен. Доктор содрогнулся, подумав о том, что происходило в
этой комнате. Разрозненные факты стали связываться в единое целое. Бичи,
плети и орудия пыток, прах или "соли" из кувшинов с "материалом", два
сосуда, содержавшие прах "стражей", формулы на стенах, заметки в записной
книжке, странные одеяния... Доктор с ужасом вспомнил. загадочные письма и
легенды, мучительные подозрения, терзающие друзей и родных Барда.
Сделав над собой усилие, Виллетт отогнал эти мысли и стал рассматривать
высеченные на стенах формулы. Их покрывали зеленоватые пятна плесени,
некоторые знаки почти стерлись - вероятно надписи были сделаны еще во
времена Карвена. Доктор был немного знаком с историей магии, и ему
показалось, что он где-то видел эту формулы или заклинания, может быть, в
материалах, касающихся Карвена. Одно из заклинаний слышала миссис Вард в
ночь на Страстную Пятницу. Чарльз почти час твердил эту формулу, так что она
запомнила ее наизусть и пересказала доктору. Когда Виллетт обратился к
известному знатоку магии за разъяснением, тот сказал, что это одно из самых
"сильных" заклинаний, с помощью которых вызывают духов из внешних сфер.
Формула эта значилась и в запрещенном церковью сочинении по черной магии,
носящем название "Элифас Леви", которое Чарльз в свое время дал прочесть
доктору Виллетту. Правда, миссис Бард произносила некоторые слова немного не
так, но это без сомнения была та же формула, где повторялись имена Саваоф,
Метратон, Альмонсин и Заристнатмик. Слова этой формулы, сопровождающиеся
древними символами "Драконовой