легенд и моих собственный сновидений. Когда же
в 1920 году я всерьез занялся их сравнительным анализом, то очень скоро
пришел к некоторым утешительным для себя выводам. Оказалось, что, если
отбросить все домыслы и фантазии, здесь вполне могло найтись место и для
более рационального объяснения. Пребывая в состоянии амнезии, я прочел
огромное количество редких старинных книг - в том числе содержавших и
описанные выше легенды; я также неоднократно встречался с членами разных
тайных обществ и сект. Все это в конечном счете и составило основу
сновидений, начавших досаждать мне тотчас по возвращении памяти.
Что касается якобы моих собственных пометок на полях книг, выполненных
странными иероглифами и на языках, которыми я до сих пор не владею, то за
время своего беспамятства я вполне мог расширить свои лингвистические
познания -- впоследствии вновь их утратив -- а иероглифы просто измыслить,
руководствуясь их описаниями в старых легендах, позднее перешедшими и в мои
сны. Пытаясь проверить эту версию, я вступил в сношения с некоторыми из
предводителей таинственных культовых общин, но не добивался здесь
взаимопонимания.
И все же удивительное совпадение клинических случаев, разделенных порой
веками и пространствами континентов, продолжало меня беспокоить, хотя, с
другой стороны, я отметил, что соответствующая фольклорная традиция имела
куда большее распространение в прошлом, чем в наши дни. Вероятно, в прежние
времена жертвы подобной формы амнезии были гораздо лучше моего осведомлены
обо всех сопутствующих этому преданиях и непроизвольно начинали
ассоциировать себя с существами из своих же доморощенных мифов -- сказочными
чудовищами, изгоняющими душу человека из его тела. Руководствуясь этими
мотивами, они принимались активно загружать "пришельцев" всеми сведениями,
какие по их мнению должны были представлять интерес в фантастическом мире
далекого прошлого. Позднее, когда память их восстанавливалась, у них
возникал обратный ассоциативный процесс, и они начинали утверждать, будто
являются бывшими пленниками, вернувшимися в свое тело, временно побывавшее
во власти инородного разума. Отсюда уже брали свое начало сны и
псевдовоспоминания, дополнявшие таким образом общую мифологическую модель.
Несмотря на кажущуюся громоздкость и неуклюжесть этой теории, она в
конце концов потеснила в моем сознании все остальные -- прежде всего в силу
неубедительности любого иного истолкования. К тому же данная идея нашла
поддержку некоторых видных психологов и антропологов.
Чем больше я размышлял на эту тему, тем более доказательными
представлялись мне мои собственные аргументы, так что я постепенно выработал
своеобразный иммунитет против назойливых снов и видений. Предположим, я вижу
по ночам странные вещи -- ну что из того? Это всего лишь отражение
услышанного и прочитанного ранее. Предположим, я испытываю необъяснимое
отвращение к некоторым вещам, меня мучают предчувствия и тревожат
псевдовоспоминания? Ничего особенного -- это все лишь отголосок тех мифов,
что были восприняты мною в состоянии амнезии. Никакие мои сны, никакие мои
абстрактные впечатления не имеют и не могут иметь реального веса.
Вооружившись такой философской концепцией, я сумел вернуть себе
душевное спокойствие, несмотря даже на то, что видения появлялись все чаще,
с каждым разом дополняясь новыми подробностями. В 1922 году я почувствовал
себя способным возвратиться к работе в университете, где я нашел
практическое применение своим вновь обретенным знаниям, взявшись читать курс
лекций по психологии. К тому времени моя профессорская должность была давно
уже занята другим лицом -- да и сама методика преподавания политической
экономией претерпела в последние годы значительные изменения. Мой сын как
раз тогда закончил последний курс колледжа и готовился к научной
деятельности, так что мы много и плодотворно работали вместе.
4Вне зависимости от происходивших со мной перемен я продолжал аккуратно
записывать все увиденное в снах, расценивая эти отчеты как важные
психологические документы. Сны между тем становились все более яркими и
живыми, и мне порой стоило немалых трудов убедить себя в том, что это была
лишь игра воображения, а никак не реальные воспоминания.