Говард Ф.Лавкрафт

Комната с заколоченными ставнями

себя "глубоководными" дело в том,

что они могли жить и в воде, и на суше. Как амфибии. Можешь ли ты в это

поверить? Я нет. Но самое потрясающее заключалось в том, что Абед и еще

кое-кто из его товарищей по плаванию взяли в жены женщин из этого племени и

завели от них детей.

В общем, такова легенда. А вот факты. Начиная с того времени, Марши

стали самыми удачливыми и процветающими из всех морских торговцев. Далее,

жена Абеда, миссис Марш, никогда не покидала пределов своего дома, за

исключением случаев, когда она посещала какие-то закрытые собрания Тайного

Союза Дагона. Говорят, что "Дагон" это какой-то морской бог (Дагон (от

финикийского "даг" "рыба") западно-семитский бог, покровитель рыбной ловли.

Культ Дагона был распространен у филистимлян. Изображался в виде морского

чудовища с туловищем рыбы и человеческими руками и головой) . Впрочем, об

этих языческих верованиях я ничего не знаю, да и знать не хочу. Дети Маршей

отличались очень странным обликом. У них были невероятно широкие рты, лица

без подбородков и такие огромные выпуклые глаза, что они больше походили на

лягушек, чем на людей я не преувеличиваю, Лютер! Но, по крайней мере, у них

не было жабр, в отличие от глубоководных говорят, те обладали жабрами и

поклонялись Дагону или еще какому-то там морскому божеству, чье имя я даже

не могу выговорить, хотя оно у меня где-то записано. Ладно, это неважно. В

конце концов, Марши могли все это выдумать, преследуя только им одним

известные цели, и все же... Ты понимаешь, Лютер, из всех морских переделок

(а ведь в Ост-Индии, где плавали корабли капитана Марша, штормы и ураганы

случаются очень даже часто) все его суда бриг "Хетти", бригантина "Колумбия"

и барк "Королева Суматры" выходили без единой поломки! Можно было подумать,

что Марш заключил сделку с самим Нептуном. А потом, все эти странные действа

в открытом море, вдали от берега, где жили Марши... Купания по ночам,

например а заплывали они аж на Риф Дьявола, за полторы мили от Иннсмутской

гавани! Люди держались от них подальше; разве что Мартины да еще кое-кто, из

тех, кто ходил с Маршем в торговые рейсы в Ост-Индию, продолжали водить с

ними дружбу. Сейчас, после смерти Абеда надеюсь, что и миссис Марш

последовала за ним, поскольку со времени кончины мужа никому не доводилось

встречать ее в Иннсмуте и окрестностях, дети и внуки капитана Марша ведут

такой же странный образ жизни, что и их родители и прародители..."

Далее в письме следовали банальные общие места и сетования по поводу

цен, которые слегка позабавили Эбнера сейчас эти более чем полувековой

давности цифры казались просто смехотворными. Составленное еще в ту пору,

когда Лютер Уэтли был молодым неженатым человеком, письмо было подписано

неизвестным доселе Эбнеру именем "кузен Эрайя". Хотя все эти сведения о

Маршах ничуть не приблизили Эбнера к разгадке семейной тайны, он чувствовал,

что содержание только что прочитанного им письма могло бы объяснить ему

многое, если не все, обладай он ключевой информацией о своей таинственной

родне. Но как раз ее-то и не было у Эбнера, а были только разрозненные ее

частицы.

Но если Лютер Уэтли поверил во всю эту дребедень, то как он мог много

лет спустя позволить своей дочери отправиться в Иннсмут в гости к Маршам?

Нет, тут было что-то не то.

Он просмотрел другие бумаги счета, расписки, открытки, скучнейшие

письма с описаниями поездок в Бостон, Ньюберипорт и Кингспорт и наконец

дошел до другого письма от кузена Эрайи, написанного, судя по дате, вскоре

после первого, с содержанием которого только что ознакомился Эбнер. Эти два

письма разделяли десять дней, и за этот срок Лютер вполне мог дать ответ.

Эбнер с нетерпением достал письмо из конверта.

Первая страница содержала рассказ о свадьбе одной из родственниц Эрайи,

скорее всего его родной сестры. На второй Эбнер нашел пространные

рассуждения о перспективах торговли в Ост-Индии и небольшой абзац,

посвященный новой книге Уитмена очевидно, Уолта, а вот текст на третьей

странице явно был ответом на гипотетическое письмо деда Лютера:

"Ну ладно, Лютер, допустим, что антипатия к Маршам вызвана расовыми

предрассудками. В конце концов, я знаю, как люди относятся порою к

представителям чуждой