Говард Ф.Лавкрафт

Погребенный с фараонами

облик, потому что в правление фараона Хефрена черты лица его

были изменены с целью придать им сходство с лицом его царственного

реставратора.

По соседству с тремя великими пирамидами находится также множество

второстепенных пирамид; часть их сохранилась, от другой остались жалкие

следы. Кроме того, все плато испещрено могилами вельмож более низкого,

нежели царский, сана. Гробницы эти изначально представляли собой глубокие

погребальные ямы, или камеры, с установленными над ними каменными мастабами,

сооружениями в форме скамей. Надгробия такого рода были обнаружены на других

мемфисских некрополях; образцом их может считаться надгробие Пернеба,

выставленное в Метрополитен-музее в Нью-Йорке. В Гизе, однако, все видимые

следы мастаб оказались либо уничтоженными временем либо расхищенными

любителями поживы, и только вырубленные в скалистом грунте камеры, одни из

которых по-прежнему занесены песком, другие расчищены археологами,

свидетельствуют о том, что здесь некогда находились захоронения. С каждой

могилой соединялась своего рода часовня, где жрецы и родня предлагали пищу и

молитву витающему над усопшим ка , или его жизненному началу. Часовни малых

гробниц размещались в уже упомянутых надстройках мастабах; похоронные же

часовни пирамид, где покоился царственный прах фараонов, представляли собой

как бы отдельные храмы, каждый из которых располагался к востоку от своей

пирамиды и соединялся дорожкой с довольно помпезным парадным входом с

пропилеями, находившимся на краю скалистого плато.

Вход в храм второй пирамиды, почти погребенный под песчаными заносами,

зияет бездонной своей глубиной к юго-востоку от Сфинкса. Традиция упорно

именует эти руины Храмом Сфинкса , что, может быть, справедливо, если,

конечно, лицо Сфинкса на самом деле представляет собой подлинное изображение

Хефрена, строителя второй пирамиды. Самые чудовищные слухи ходят о том, как

выглядел Сфинкс до Хефрена но каковы бы ни были изначальные черты его лица,

монарх заменил их своими собственными, чтобы люди могли глядеть на колосса

без содрогания.

Именно в огромном входном храме неподалеку от Сфинкса была найдена

диоритовая статуя Хефрена в натуральную величину. Ныне она хранится в

Египетском музее; я стоял перед ней, охваченный благоговейным трепетом. Не

знаю, раскопано ли это сооружение к настоящему дню, но тогда, в 1910 году,

большая его часть оставалась под землей, и вход туда на ночь надежно

запирался. Раскопками занимались немцы, так что весьма вероятно, что довести

дело до конца им помешала война или что-нибудь еще. Учитывая то, что мне

самому довелось пережить, а также кое-какие слухи, имеющие хождение среди

бедуинов и почти неизвестные и, уж во всяком случае, не принимаемые на веру

в Каире, я бы много отдал за то, чтобы узнать, чем кончилась история с одним

колодцем в поперечной галерее, где в свое время были обнаружены статуи

фараона в довольно странном соседстве со статуями бабуинов.

Дорога, по которой мы следовали на верблюдах в то утро, описывала

крутую дугу, минуя деревянное здание полицейского участка, почту, аптеку и

магазины по левую руку от нее, а затем сворачивала на юг и далее на восток,

делая, таким образом, полный изгиб и одновременно взбираясь на плато, так

что мы даже не заметили; как очутились лицом к лицу с пустыней, с

подветренной стороны от Большой пирамиды. Как будто неким циклопом было

воздвигнуто грандиозное сооружение, восточную грань которого мы теперь

огибали, глядя на простирающуюся далеко внизу долину с малыми пирамидами.

Еще дальше, к востоку от этих пирамид, сверкал вечный Нил, а к западу от них

мерцала вечная пустыня. Совсем рядом с нами угрожающе высились три главные

пирамиды. У самой крупной из них полностью отсутствовала наружная облицовка,

и обнажились громадные глыбы, составляющие ее основу. У двух других тут и

там виднелись ладно пригнанные куски облицовки, благодаря которой они в свое

время выглядели очень гладкими и аккуратными.

Мы спустились к Сфинксу и застыли перед ним, не в силах произнести ни

слова, как бы зачарованные его тяжелым невидящим взглядом. На могучей

каменной груди его едва различался символ Ра-Хорахти, за изображение

которого ошибочно принимали Сфинкса в эпоху поздних династий, и хотя

табличка между огромными лапами чудовища была покрыта