в том, что без изрядной возни
многого не добьешься, и когда после одного особенно энергичного усилия я
почувствовал, как рядом со мной и на меня падает, сворачиваясь кольцами,
веревка, я нисколько не удивился. А чего ты хотел? сказал я себе. Бедуины,
конечно же, заметили твои движения и отпустили
свой конец веревки. Теперь они, вне всякого сомнения, поспешат к
подлинному входу в храм и будут ждать тебя там в засаде с самыми
кровожадными намерениями .
Перспектива рисовалась неутешительная, но в жизни своей я сталкивался с
худшими и не дрогнул, так что не должен был дрогнуть и теперь. В первую
очередь надо было развязаться, а потом уже положиться на свое искусство и
постараться выбраться их храма целым и невредимым. Сегодня меня даже смешит
та безоговорочность, с которой я убедил себя, что нахожусь в древнем храме
Хефрена на довольно небольшой глубине.
Убежденность моя рассыпалась в прах, и все первобытные страхи,
связанные со сверхъестественными безднами и демоническими тайнами, восстали
во мне с удвоенной силой, когда я вдруг обнаружил, что в то самое время,
пока я хладнокровно обдумываю свои намерения, одно чудовищное
обстоятельство, весь ужас и значение которого я прежде не осознавал,
прирастает и в том, и другом отношениях. Я уже говорил, что веревка, падая,
свивалась в кольца, которые накапливались рядом со мной и на мне. Теперь я
вдруг увидел, что она продолжает падать и свиваться, между тем как ни одна
нормальная веревка не могла бы оказаться настолько длинной. Более того,
скорость падения ее возросла, и она обрушивалась на меня лавиной. На полу
вырастала гора пеньки, погребая меня под своими витками, число которых
беспрерывно множилось. Очень скоро меня завалило с головой, и мне стало
трудно дышать, в то время как кольца продолжали накапливаться и отбирать у
меня последний воздух.
Мысли мои опять смешались, и тщетно пытался я отвести от себя угрозу,
страшную и неминуемую. Ибо весь ужас моего положения заключался даже не в
тех нечеловеческих муках, которые я испытывал, не в том, что во мне по капле
иссякал дух и жизненная сила, но в сознании того, что означают эти
невообразимые количества падающей на меня веревки, и какие безмерные
неведомые пространства в глубинах недр земных, должно быть, окружают меня в
этот момент. Так значит бесконечный спуск и захватывающий дух полет через
сатанинские бездны были реальностью, и теперь я лежу без всякой надежды на
спасение в каком-то безымянном запредельном мире неподалеку от центра земли?
Не в силах человеческих было вынести эту ужасную, горькую правду, внезапно
обрушившуюся на меня, и я снова впал в спасительное беспамятство.
Говоря о беспамятстве, я вовсе не разумею отсутствия видений. Напротив,
моя отрешенность от внешнего, реального мира сопровождалась видениями самыми
чудовищными и неописуемыми. Боже!.. И зачем только я прочел так много
страниц по египтологии перед тем, как посетить эту землю, родину всемирного
мрака и ужаса?! Этот второй обморок заново озарил мой дремлющий разум
пугающим постижением самой сути этой страны и ее сокровенных тайн, и по
какой-то проклятой прихоти рока грезы мои обратились к уходящим вглубь веков
представлениям о мертвых и о том, как они иногда восстают и живут, с душой и
во плоти, во чреве загадочных гробниц, более напоминающих дома, нежели
могилы. В памяти моей всплыло, приняв причудливый образ, которого я, к
счастью, уже не помню, оригинальное и хитроумное устройство египетской
погребальной камеры; припомнил я также нелепые и дикие суеверия, породившие
это устпойство.
Все мысли древних египтян вращались около смерти и мертвецов. Они
понимали воскрешение в буквальном смысле как воскрешение тела. Именно это
побуждало их с особой тщательностью мумифицировать тело и хранить все
жизненно важные органы в прикрытых сосудах рядом с усопшим. Между тем,
помимо тела они верили в существование еще двух элементов: души, которая
после того, как ее оценивал и одобряют Осирис, обитала в стране блаженных, и
темного, зловещего ка, или жизненного начала, что, сея страх, странствует по
верхнему и нижнему мирам, нисходя временами в погребальную часовню к
сохраняемому телу, дабы отведать жертвенной пищи, приносимой туда жрецами и
набожной челядью, а иногда ходят и такие слухи! чтобы