Говард Ф.Лавкрафт

Скиталец тьмы

донес до нас из поры ранней юности

человечества и из тех дремучих былинных дней, когда и человека еще не было

на земле. Блейк и сам читал многие из них латинскую версию кошмарного

Necronomicon , и зловещую Liber Ivonis , и одиозные Cultes des goules графа

д"Эрлетта, и Unaussprechlichen Kulten фон Юнцта, и дьявольские De Vermis

Mysteriis старика Людвига Принна. Но были тут и прочие книги, о которых он

знал лишь понаслышке или вовсе не знал Пнако-тикские рукописи, Книга Дзяна ,

а также полуистлевший том, чьи страницы были заполнены совершенно

непонятными иероглифами, хотя иные из символов и диаграмм, к ужасу своему,

мог бы узнать любой изучающий оккультные науки. Теперь Блейку было вполне

ясно, что передававшиеся из уст в уста местные предания не лгали. Это

страшное место некогда было пристанищем зла, что древнее рода человеческого

и необъятнее познанного мира.

В дряхлом столе Блейк обнаружил небольшую записную книжицу в кожаном

переплете, испещренную странными криптографическими записями. Рукописный

текст представлял собой вереницу традиционных символов, используемых ныне в

астрономии, а в древности употреблявшимися в алхимии, астрологии и прочих

оккультных науках то были знаки солнца, луны, планет, аспектов и

зодиакальных созвездий; здесь же иероглифы плотно занимали каждую страничку,

и весь этот загадочный текст был разделен на параграфы, из чего следовало,

что каждый символ соотносится с некоей буквой алфавита.

В надежде разгадать криптограмму позднее, Блейк положил книжицу в

карман пиджака. Многие книги на полках невероятно возбудили его любопытство,

и он испытал сильное искушение как-нибудь потом позаимствовать себе иные из

книг. Его удивило как это они смогли простоять тут нетронутыми в течение

столь длительного времени. Неужто он первый, кому довелось приоткрыть завесу

гнетущего всеохватного страха, которая на протяжении почти шестидесяти лет

охраняла это место от непрошеных посетителей.

Тщательно обследовав нижний этаж, Блейк проторил тропу в пыльной толще

призрачного нефа в залу, где он ранее заметил дверь и лестницу, по-видимому,

ведущую в черную башню и на колокольню которые уже давно были ему знакомы.

Восхождение по лестнице далось ему с превеликим трудом, он задыхался, ибо

повсюду плотным слоем лежала пыль, а пауки потрудились на славу, плотно

задрапировав узкий проход. Высокие деревянные ступени вились спиралью, и

Блейк раз за разом проходил мимо закопченного оконца, в котором смутно

маячил лежащий внизу город. Хотя он и не приметил, находясь внизу, никаких

веревок, он все же ожидал увидеть в башне, на чьи узкие бойницы так часто

направлял свою подзорную трубу, колокол или куранты. Но его ждало

разочарование, ибо, добравшись до верхней ступени лестницы, он оказался в

башенной зале без всяких признаков часов она была явно предназначена для

каких-то иных целей.

Помещение площадью около пятнадцати квадратных футов было тускло

освещено светом из четырех бойниц по одной на каждой стене, с плотными,

покрытыми изнутри глазурью деревянными ставнями, которые, в свою очередь,

были защищены темными ширмами, теперь уже порядком истлевшими. Посреди

покрытого пылью пола возвышался странного вида трапециевидный каменный

постамент четырех футов в высоту и двух в диаметре, причем каждая его

сторона была покрыта причудливыми, грубо высеченными и невразумительными

иероглифами. На постаменте покоился металлический ларец нарочито

асимметричной формы. Его крышка на петлях была откинута, и внутри ларца

покоилось нечто, что под слоем многолетней пыли казалось то ли яйцеобразным,

то ли неправильно сферическим предметом четырех дюймов в обхвате. Вокруг

постамента неровным кругом выстроились семь готических кресел с высокими

прямыми спинками, еще почти не тронутыми временем, а позади них вдоль

обшитых темными досками стен высились семь колоссальных изваяний из

потрескавшегося и выкрашенного в черный цвет гипса напоминавшие загадочных

каменных истуканов с таинственного острова Пасхи. В дальнем углу вымощенной

камнем залы в стену была вделана лесенка, ведущая к закрытому люку в

безоконный шпиль наверху.

Когда глаза Блейка привыкли к тусклому освещению, он заметил

причудливые барельефы на стенках диковинного ларца из желтоватого металла.

Подойдя