родов и видов; в одной из стенных ниш высились груды восковых плиток,
окрашенных в цвет мяса, тут же пестрели полки, забитые разноцветными
жестянками с краской и кистями всевозможного назначения. Середину комнаты
занимала большая плавильная печь для разогрева воска при отливке фигур; над
ее топкой висел на шарнирах огромный металлический ящик с носиком,
позволяющий вылить расплавленную массу в форму одним лишь легким
прикосновением пальца.
Прочие предметы в этом мрачном склепе гораздо менее поддавались
описанию - то были отдельные части загадочных организмов, которые вкупе,
видимо, обращались в самые бредовые фантомы. В глубине комнаты виднелась
сбитая из тяжелых досок дверь, запертая на необычно громадный висячий замок,
на ней был грубо намалеван многозначительный символ. Джонс, некогда имевший
доступ к "Некрономикону", невольно вздрогнул при виде знакомого зловещего
знака. Очевидно, владелец музея и в самом деле был вхож в темные
сомнительные сферы и мог беспрепятственно изучать запретные книги.
Ни в малой степени не разочаровала Джонса и беседа с Роджерсом. То был
высокий, худощавый человек с большими черными глазами, пылающими с каким-то
вызовом на бледном щетинистом лице; едва ли знала гребень его шевелюра.
Вторжение Джонса не возмутило его - напротив, он был, видимо, рад
возможности всласть выговориться перед гостем, проявившим интерес к его
занятиям. Он обладал голосом необычной глубины и звучности, словно таящим в
себе некую приглушенную до времени энергию, граничащую с
лихорадочно-истерическим состоянием. И Джонс более не удивлялся тому, что
многие полагали Роджерса маньяком.
С каждой встречей - а они через несколько недель вошли в привычку и
сделались оживленнее - Джонс находил своего нового знакомца все более
общительным и склонным доверяться гостю во всем. С самого начала владелец
музея не скрывал неординарности своих убеждений и деятельности, а со
временем чрезвычайно странными стали казаться и его рассказы,
экстравагантность которых, даже подтвержденная столь же диковинными
фотографиями, производила почти комическое впечатление. В один из июньских
вечеров Джонс принес с собой бутылку превосходного виски и принялся щедро
потчевать им хозяина; тогда-то впервые и завязалась поистине безумная
беседа. Бывало, что и прежде Роджерс рассказывал достаточно дикие истории -
о каких-то таинственных экспедициях в Тибет, в глубину Африки, в аравийские
пустыни, в долину Амазонки, на Аляску, на малоизученные острова в южной
части Тихого океана; вдобавок ко всему он утверждал, что прочел такие
чудовищные, неправдоподобные фантасмагорические книги, как собрание
фрагментов из доисторических сказаний Пнакотических рукописей и песнопений
Дхол, приписываемых злобному и бесчеловечному Ленгу, - но ничто из всего
этого не показалось Джонсу в этот июньский вечер столь безумным, как
вырвавшееся из уст его хозяина под воздействием виски, признание.
Роджерс начал с туманныз, но притом хвастливых намеков - ему якобы
удалось открыть в природе нечто совершенно неизведанное, и он привез с собой
из экспедиции реальное подтверждение своего открытия. Судя по пьяным его
разглагольствованиям, он ушел намного дальше всех прочих мистиков в
толковании загадочных, исходящих из седой древности книг, и они ясно указали
ему на некоторые удаленные места земли, где затаились феноменальные
реликтовые существа - пережитки эпох и жизненных циклов, протекших задолго
до появления человека, а в иных случаях связанных с другими мирами и
измерениями, общение с которыми было достаточном частым в давно забытые
времена. Джонса поражали неистовость воображения, способного породить
подобные идеи, и теперь ему все мучительнее хотелось угадать, какое же путь
духовного развития прошел обладающий подобной фантазией человек. Дала ли ей
толчок работа в музее мадам Тюссо, среди болезненно гротесковых восковых
фигур, или то была врожденная его склонность, и выбор рода занятий стал лишь
одним из ее проявлений? Так или иначе, становилось ясно, что деятельность
этого человека была теснейшим образом связана с его неповторимо
оригинальными понятиями об окружающем мире. Все яснее выступала природа
самых мрачных его намеков по поводу