и что во многом вермонтские холмы
остаются до конце не исследованными, так что было бы неразумно походя
отметать вероятность наличия там загадочных обитателей; нельзя было убедить
моих упрямых друзей и в том, что, как известно, все мифы имеют общую
структуру и объясняются одним и тем же типом искажения реальности,
порожденным ранней стадией, развития мышления человека.Не было смысла
демонстрировать таким оппонентам, что вермонтские мифы по существу мало
отличались от тех всеобщих легенд о природной персонификации, которые
наполнили античный мир фавнами, дриадами и сатирами, предположили
существование калликанзараев в Греции и дали диким уэльсцам и ирландцам
возможность предположить существование странных, маленьких и тщательно
спрятанных племен троглодитов и обитателей земляных нор. Бесполезно было
также напоминать им о вере непальских горных племен в существование
страшного Ми-Го или "Отвратительного Снежного Человека", таящегося посреди
ледяных и горных шпилей Гималаев.
Когда я привел своим оппонентам все эти доводы, они повернули их против
меня же, заявляя, что из этого как раз следует актуальный исторический
характер древних легенд; что это как раз и свидетельствует о реальном
существовании некоей странной "прежней" расы, населявшей землю, вынужденной
скрыться после прихода и установления господства людей, представители
которой сохранились, хоть и в значительно уменьшенном числе, до сравнительно
недавних времен - или даже и до наших дней.
Чем больше я старался высмеивать эти рассуждения, тем сильнее мои
упрямые друзья защищали их, добавляя к своим доводам то, что и без привязки
к древним легендам нынешние сообщения выглядят слишком ясными,
согласованными, детализированными и трезво-прозаичными в изложении, чтобы от
них отмахнуться. Два или три фанатичных экстремиста договорились до того,
что, ссылаясь на древние индейские сказания, предположили неземное
происхождение загадочных существ, цитируя при этом диковинные книги Чарльза
Форта, в которых утверждалось, что пришельцы из космоса и других миров часто
посещали Землю. Большинство из моих собеседников были, однако, просто
романтиками, страстно желавшими привнести в реальную жизнь фантастические
представления о прячущемся "маленьком народце", ставшие популярными
благодаря блестящей фантазии ужасов Артура Мэйчена.
II
Нет ничего удивительного, что из подобных дебатов родились и материалы
для публикаций, попавшие в форме писем в газету "Эркхем Эдвертайзер";
некоторые из них перепечатывали газеты, издававшиеся в тех районах
Вермонта,откуда пришли загадочные истории о наводнении. Так, "Ратлэнд
Геральд" уделила половину страницы выдержкам из этих писем, а "Брэттлборо
Реформер" полностью перепечатала один из моих обширных исторических и
мифологических комментариев, сопроводив их собственными суждениями в колонке
"Свободное Перо", где выразила восхищение моими скептическими
умозаключениями и полностью их поддержала. К весне 1928 года я стал широко
известной фигурой в Вермонте, хотя ни разу не бывал в этом штате. И вот
тут-то получил я письма от Генри Эйкели, которые произвели на меня столь
сильное впечатление, что раз и навсегда приковали мое внимание к
пленительному краю теснящихся зеленых склонов и журчащих лесных ручьев.
Большая часть сведений о Генри Уэнтворте Эйкели была собрана в
результате переписки с его соседями и единственным сыном, проживавшим в
Калифорнии; все эти сведения были собраны мной после случая в его одиноком
сельском доме. Он был, как я выяснил, последним представителем уважаемой
семьи здешних старожилов, давшей юристов, администраторов и просвещенных
аграриев. В его лице, однако, семейство пережило переход от практических
занятий к чистой науке; он был заметен своими успехами в математике,
астрономии, биологии, антропологии и фольклоре в университете Вермонта.
Ранее я никогда о нем не слышал, и в своих письмах он почти ничего о себе не
сообщал; но сразу было видно, что это человек с сильным характером,
образованный, с развитым интеллектом, хотя и затворник, не очень искушенный
в чисто земных делах.
Несмотря на чудовищность того, что