множестве и не отличались оригинальностью. Многие из них были всего лишь
забавны на зрелый вкус, и знаменитая сатира мисс Остин "Аббатство
Нортенгер", несомненно, не была незаслуженным упреком школе, которая
приблизилась к границе абсурда. Да и сама школа иссякла, но, прежде чем это
случилось, свое слово сказал ее последний и великий представитель Чарлз
Роберт Мэтьюрин (1782-1824), безвестный и эксцентричный ирландский
священник. Из всего его обильного и разнообразного наследия, включающего
одно путаное подражание Радклифф под названием "Фатальная месть, или
Семейство Монторио" (1807), можно выделить шедевр литературы ужаса
"Мельмот-скиталец" (1820), в котором готическое повествование подняло на
такую высоту сверхъестественный ужас, какой до тех пор не знало.
"Мельмот" -- рассказ ирландского джентльмена, который в семнадцатом
столетии, продав душу дьяволу, купил для себя противоестественно длинную
жизнь. Если ему удастся уговорить еще кого-нибудь взять у него эту жизнь и
занять его место, то он получит спасение; однако ему не удается найти такого
человека, несмотря на предпринятые им усиленные поиски людей, которых
отчаяние как будто сделало безрассудными и на все готовыми. Обрамление этой
истории довольно неуклюжее; включено много лишних скучных эпизодов,
повествований внутри главного повествования, вымученных совпадений; но в
отдельных местах этой бесконечной путаницы слышен пульс той силы, которая
еще никогда не проявлялась как неотъемлемая суть человеческой природы, а
понимание глубинных источников активного космического ужаса и белое каление
авторской симпатии к людям делают книгу скорее правдивым документом
эстетического самовыражения, чем обыкновенным умным произведением искусства.
Ни один беспристрастный читатель не усомнится в том, что "Мель-мот" является
огромным шагом в эволюции литературы ужаса. Страх исторгнут из обыденности и
вознесен на ужасное облако, нависшее над самой судьбой человечества. Плоды
творчества Мэтьюрина, даже один из этих плодов того сорта, что доказывает --
если миссис Радклифф и Льюис достойные объекты для пародирования, то трудно
отыскать фальшивую ноту в горячечном действии и очень напряженной атмосфере
произведения ирландца, которого великолепно оснастили для выполнения
поставленных задач довольно простые чувства и наследственные черты
кельтского мистицизма. Вне всяких сомнений, Мэтьюрин настоящий гений, и
именно таким его воспринял Бальзак, который ставил Мельмота рядом с Дон
Жуаном Мольера, Фаустом Гете и Ман-фредом Байрона в качестве высших
аллегорических персонажей в европейской литературе его времени и который
написал нечто причудливое под названием "Успокоенный Мельмот", рассказав о
том, как Скитальцу удалось наконец отдать дьявольский дар парижскому
банкиру-растратчику и как этот дар побывал у многих жертв, пока его не обрел
бражник-игрок и не умер, оборвав цепь проклятия. Титаны Скотт, Россетти,
Теккерей и Бодлер тоже отдали Мэтьюрину дань наивысшего восхищения, и также
весьма показателен тот факт, что Оскар Уайльд, отбыв заключение и покинув
Англию, свои последние дни в Париже провел под именем Себастьяна Мельмота.
В "Мельмоте" есть сцены, которые даже в наше время продолжают наводить
ужас. Действие романа начинается у одра умирающего -- несчастный старик
умирает от ужаса, потому что увидел то, чего не должен был видеть, к тому же
читал некий манускрипт и знает о фамильном портрете, висящем в темном чулане
его старинного дома в графстве Уиклоу. Он посылает за своим племянником
Джоном в Дублинский университет (Тринити-колледж), и тот, приехав, обращает
внимание на множество странных вещей. На портрете в чулане грозно сверкают
глаза, а в дверях дважды появляется некто, очень похожий на портрет. Кошмар
навис над домом Мельмотов, один из представителей которого запечатлен на
портрете "Д. Мельмот, 1646". Несчастный умирающий объявляет, что этот
человек -- незадолго до 1800 года -- еще жив. В конце концов старик умирает,
завещав племяннику уничтожить портрет и манускрипт, который он должен
отыскать в одном из ящиков. Читая манускрипт, написанный в конце
семнадцатого столетия англичанином по имени Стэнтон, юный Джон узнает о
кошмарном событии,