Барболд; и хотя оно не так грубо сколочено, как
роман Уолпола, и гораздо искуснее и экономнее в отношении ужасов -- в нем
всего лишь одно привидение, -- тем не менее оно слишком бледно для
выдающегося сочинения. Здесь у нас опять безупречный наследник замка,
которого нам представляют как крестьянина и который возвращает себе имя и
собственность, благодаря призраку отца; и опять много изданий, драматических
версий -- и в конце концов перевод на французский язык. Мисс Рив написала
еще один роман о сверхъестественном, но, к сожалению, он не был опубликован
и не сохранился.
Готический роман утвердил себя как литературный жанр, и к концу
восемнадцатого столетия количество произведений в этом жанре стало расти с
невероятной быстротой. В "Укромном уголке", написанном в 1785 году миссис
Софией Ли, есть исторический элемент, связанный с дочерьми-двойняшками
Марии, королевы Шотландской, и, хотя в нем нет ничего сверхъестественного,
писательница очень удачно использовала пейзаж и технические приемы Уолпола.
Через пять лет все светившие огни затмила восходящая звезда -- миссис Анна
Радклифф (1764--1823), чьи знаменитые романы ввели моду на ужасное и
таинственное и так же ввели новые, более высокие стандарты в ареале жуткой и
внушающей страх атмосферы, несмотря на досадную манеру автора под конец
разрушать свои собственные построения с помощью вымученных механистических
объяснений. К известным готическим атрибутам, любимым предшественниками,
миссис Радклифф добавила очевидное и почти гениальное ощущение чего-то
неземного в пейзаж и события; каждая деталь обстановки и сюжета участвует в
искусном создании ощущения безмерного ужаса, который она имела целью внушить
читателям. Несколько мрачных деталей типа цепочки кровавых следов на
лестнице в замке, стон из глубокого подземелья, странная песенка в ночном
лесу становились яркими образами, предвещавшими надвигающийся кошмар, и эти
образы оставили далеко позади причудливые и подробные описания других
авторов. К тому же эти образы не стали менее убедительными, оттого что в
конце объясняются естественным образом. У миссис Радклифф было могучее
воображение, которое проявлялось в ее великолепных картинах природы -- она
писала широкими яркими мазками и никогда не вдавалась в мелкие детали -- и в
фантазиях о сверхъестественном тоже. А главными слабостями, помимо привычки
все объяснять, были неточности в географии и истории и фатальное пристрастие
к вставлению в романы коротких бесцветных стишков, приписываемых тому или
иному персонажу.
Миссис Радклифф написала шесть романов; "Замки Атлин и Данбейн" (1789),
"Сицилийское сказание" (1790), "Сказание о лесе" (1792), "Удольфские тайны"
(1794), "Итальянец" (1797) и "Гастон де Блондевиль", написанный в 1802 году,
но впервые опубликованный после смерти автора в 1826 году. Из них самый
знаменитый -- "Удольфо", который вполне может считаться лучшим образцом
раннеготического романа. Он представляет собой хронику жизни Эмилии, юной
француженки, вынужденной жить в древнем и зловещем замке в Апеннинах из-за
смерти родителей и замужества тетушки, ставшей женой хозяина замка --
родовитого интригана Монтони. Загадочные звуки, открывающиеся двери,
страшные легенды и неведомый кошмар в нише за черной завесой -- все это
быстро расстраивает нервную систему героини и ее верной служанки Аннет, но в
конце концов, после смерти тетушки, девушка бежит из замка с помощью узника,
которого сама же там отыскивает. По дороге домой она останавливается в шато,
в котором ее подстерегают новые ужасы -- заброшенное крыло дома, где
когда-то жил хозяин, ложе смерти под черным покрывалом, -- но вскоре, открыв
тайну своего рождения, она начинает новую счастливую жизнь со своим
возлюбленным Валанкуром. Очевидно, что здесь мы имеем дело с уже знакомым
материалом, однако он так искусно переработан, что "Удольфо" навсегда
останется классикой готического романа. Персонажи миссис Радклифф похожи на
марионеток, но не столь выраженных, как у ее предшественников. А что
касается создания особой атмосферы, то в этом ей не было равных.
Из бесчисленных последователей миссис Радклифф самым близким ей по духу
и методу был американский романист Чарлз Брокден Браун. Подобно