с помощью благородного юноши Теодора, который
считается крестьянином, но поразительно напоминает старого лорда Альфонсо,
правившего до воцарения Манфреда. Вскоре замок потрясают сверхъестественные
события; в разных местах находят отдельные части гигантских доспехов,
портрет выходит из рамы, удар грома разрушает здание, колоссальная фигура
Альфонсо в доспехах встает из руин, чтобы подняться между расступающимися
облаками к святому Николаю. Теодор, оплакивавший Матильду, дочь Манфреда,
убитую отцом по ошибке, оказывается сыном Альфонсо и его законным
наследником. Повествование завершается свадьбой Теодора с Изабеллой и
надеждой на долгую и счастливую жизнь, тогда как Манфред, чье злодеяние
стало причиной непонятной гибели его сына и других бед, отправляется
отбывать наказание в монастырь, а его несчастная жена ищет утешения в
соседнем монастыре.
Такова эта история, ходульная и лишенная настоящего космического ужаса,
который составляет главную часть литературы о сверхъестественном. Все же в
то время, ознаменованное жаждой до всего странного и старинного, роман был
воспринят абсолютно серьезно самыми взыскательными читателями и поднят,
несмотря на явную глупость, на пьедестал как важное явление в истории
литературы. Что он сделал на самом деле, так это стал первым романом,
повествующим о сверхъестественном со своими пейзажами,
персонажами-марионетками и сюжетом, и, взятый на вооружение писателями, от
природы более способными к этому направлению в творчестве, стимулировал
развитие подражательной готической школы, которая, в свою очередь, пробудила
к жизни настоящих ткачей космического ужаса -- ряд истинных художников,
первым из которых был По. Новая драматическая параферналия состояла в первую
очередь из готического замка, пугавшего своей древностью, огромного и
путаного, заброшенного, с разрушенными крылами, промозглыми коридорами,
страшными тайными катакомбами, с плеядой привидений и жуткими легендами,
представлявшего собой ядро страха и демонического ужаса. Кроме того,
обязательным было присутствие злобного высокородного тирана-негодяя; святой,
преследуемой и, как правило, бесцветной героини, которой было суждено пройти
через всякие ужасы и служить объектом читательских симпатий; доблестного и
безупречного героя, обязательно высокого происхождения, но, как правило,
прозябающего в безвестности; собрания звучных иностранных имен, в основном
итальянских, и массы всякого антуража, включая странный свет, отсыревшие
люки, заплесневевшие тайные манускрипты, скрипящие петли, качающиеся
гобелены и тому подобное. Вся эта параферналия повторяется с потрясающим
однообразием, но иногда бывает в высшей степени впечатляющей, если взять
историю готического романа в целом, и появляется даже в наши времена, хотя
авторы стал: искуснее и она не столь очевидна и наивна. Гармоничный millie
для новой школы был найден, и писательский мир не стал мед лить в отношении
новых возможностей.
Немецкий роман мгновенно отреагировал на сочинение Уолпола и вскоре
стал символом всего ужасного и сверхъестественного. В Англии едва ли не
первой последовательницей Уолпола была знаменитая миссис Барболд, в то время
мисс Айкин, которая в 1773 году опубликовала фрагмент под названием "Сэр
Бертран". В нем к струнам настоящего ужаса прикоснулась знающая рука.
Благородный господин, оказавшийся в одиночестве на темной пустоши и
привлеченный ударами колокола и далеким светом, входит в странный и
старинный замок, двери открываются перед ним, потом закрываются, а
блуждающие голубоватые огоньки ведут его на таинственную лестницу в
направлении остановивших часов и оживших черных статуй. В конце концов он
видит гроб с мертвой дамой и целует даму, после чего появляется роскошная
зала, где возвращенная к жизни дама устраивает прием в честь своего
освободителя. А вот другая история Уолполу очень понравилась, хотя к
остальным, и даже более значительным, "детям" своего "Отранто" он не
выказывал особого расположения; речь идет о "Старом английском бароне",
опубликованном в 1777 году Кларой Рив. По правде сказать, в этом
повествовании нет настоящего трепета на внешний ужас и тайну, который
отличает фрагмент миссис