Потом,
когда во время правления королевы Анны появились переводы восточных сказок и
к середине века обрели некую форму, началось возрождение романтического
чувства -- эра новых радостей, даруемых природой, и на фоне великолепного
прошлого -- странных происшествий, смелых поступков и невероятных чудес.
Поначалу мы находим это у поэтов, чьи сочинения обретают новые черты,
удивляя, изумляя и приводя в содрогание. Наконец, после робкого появления
нескольких фантастических сцен в тогдашних романах -- например, "Приключения
Фердинанда, графа Фатома" Смоллетта, -- освобожденный инстинкт проявляет
себя в рождении новой школы, то есть готической школы ужасной и
фантастической прозы, включающей романы и рассказы, чьему литературному
потомству суждено было стать многочисленным и во многих случаях
замечательным своими художественными достоинствами. Если подумать, то можно
выразить удивление, сколько времени понадобилось повествованию о
сверхъестественном, чтобы сформироваться как вполне определенная и
академически признанная литературная форма. Побуждение и атмосфера стары как
мир, но типичное повествование о сверхъестественном, принадлежащее
признанной литературе, -- дитя восемнадцатого столетия.
3. Ранний готический роман
Населенные призраками пейзажи в "Оссиане", хаотические видения Уильяма
Блейка, гротескные ведьминские пляски в поэме "Тэм О"Шэнтер" Бернса,
жутковатый демонизм в "Кристобели" и "Старом мореходе" Колриджа, призрачное
очарование в "Килмени" Хогга, более сдержанный подход к космическому ужасу в
"Ламии" и многих других произведениях Китса -- типичные британские
иллюстрации внедрения сверхъестественного в высокую литературу. Наши
кузены-тевтонцы с континента также не остались равнодушными к нарастающему
потоку, и "Жестокий охотник" Бюргера, и даже более знаменитая баллада о
демоне-женихе "Ленора" -- обе сымитированы Скоттом в Англии, чье преклонение
перед сверхъестественным всегда было очевидным -- лишь малая толика богатой
литературы о сверхъестественном, которая начиналась с немецкой песни. Из тех
же источников Томас Мур взял легенду о статуе-упыре (позднее использованную
Проспером Мериме в "Венере Илльской", возвращающей нас в далекую старину),
потрясающую нас до дрожи в его "Кольце"; а "Фауста", этот бессмертный шедевр
Гете, начавшийся с обыкновенной баллады и превратившийся в классическую
космическую трагедию, можно считать вершиной того, чего достигла немецкая
поэзия.
Однако веселому и любящему земные блага англичанину -- никому иному,
как Хорасу Уолполу, -- предстояло придать импульс определенному направлению
и стать создателем литературы ужаса как сложившегося жанра. Искренне, но
по-дилетантски влюбленный в средневековые сказания и мистерии и причудливо
сымитировавший под готический замок свое жилище в Строберри-хилл, Уолпол в
1764 году опубликовал "Замок Отранто": роман о сверхъестественном, который,
сам по себе неубедительный и банальный, оказал невиданное влияние на
литературу ужаса. Поначалу представивший свое произведение как "перевод" с
итальянского языка мифического "Онуфрио Муралто", выполненный неким
"Уильямом Маршалом, джентльменом", впоследствии Уолпол признал свое
авторство и вкусил радость от неожиданной популярности романа --
популярности, которая привела к множеству переизданий, переделке романа в
драму для постановки на сцене и к бесчисленным имитациям в Англии и
Германии.
Повествование -- скучное, манерное, малодраматическое -- могло бы быть
лучше, если бы не отрывистый и приземленный стиль, чья манерная оживленность
мешает созданию настоящей атмосферы ужаса. Уолпол рассказывает о Манфреде,
неразборчивом в средствах князе-узурпаторе, который решил основать свою
династию и после загадочной и неожиданной смерти наутро после брачной ночи
единственного сына Конрада пытается устранить свою жену Ипполиту, чтобы
взять в жены невесту несчастного сына -- кстати, убитого во дворе замка
гигантским шлемом, непонятно почему упавшим на него. Изабелла, из
новобрачной ставшая вдовой, бежит от предназначенной ей роли и прячется в
подземелье, прямо под замком,