христианских доктрин и до чудовищных ужасов
ведьмовства и черной магии. Колдуны и алхимики эпохи Ренессанса --
Нострадамус, Тритемий, доктор Джон Ди, Роберт Фладд -- появились не на
пустом месте.
На плодородной почве произросли мрачные мифы и легенды, которые
сохраняются в литературе о сверхъестественном по сей день, более или менее
замаскированные или подвергнутые изменениям в соответствии с нашим временем.
Многие из них взяты из древних устных источников и составляют часть вечного
наследия человечества. Тень, которая появляется и требует захоронения
костей, демонический возлюбленный, который приходит за своей живой невестой,
оседлавший ветер демон смерти, оборотень, запертая комната, бессмертный
колдун -- все это можно найти в любопытных средневековых творениях, которые
покойный мистер Бэринг-Гулд аккуратно собрал в книгу. Там, где сильнее
проявляла себя мистическая северная кровь, атмосфера народных сказок была
более напряженной, ибо на творчестве романской расы есть четкий след
рационализма, отвергающий даже ее собственные самые причудливые суеверия и
многие обертоны из волшебств, столь характерных для творчества нашего
лесного и промерзшего населения.
Если вся литература вышла из поэзии, то, может быть, и
сверхъестественное тоже сначала появилось в поэзии? Примеры, взятые из
старины, как ни странно, прозаические: оборотень у Петрония, страшные
пассажи у Апулея, короткое, но знаменитс письмо Плиния Младшего, странная
компиляция "О чудесах" Флегонта, грека-вольноотпущенника императора Адриана.
Именно у Флегонта мы впервые находим историю о мертвой невесте ("Филиннион и
Махатес"), в дальнейшем пересказанную Проклом и в новые времена вдохновившую
Гете на создание "Коринфской невесты", а Вашингтона Ирвинга на создание
"Немецкого студента". Но и в то время, когда старый северный миф принимал
литературную форму, и в более позднее время, когда сверхъестественное стало
постоянным элементом в литературе, мы обнаруживаем его облаченным в
метрическое платье; в точности как было с большей частью вдохновенной
литературы Средневековья и Ренессанса. Скандинавские "Эдды" и саги громыхают
космически ужасом, потрясает застывшим ужасом Мимир со своим бестелесным
отродьем, да и наше собственное англо-саксонское сказание о Беовульфе и
более поздние континентальные сказания о Нибелунгах полны
сверхъестественного и колдовского. Данте стал первопроходцем в классическом
освоении жуткой атмосферы, в Спенсеровых величественных строфах можно
увидеть больше чем пара намеков на фантастический ужас в пейзаже, событиях и
характерах. Проза подарила нам "Смерть Артура" Мэлори, где есть много
страшных ситуаций, взятых из ранних баллад, например меч и шелковый покров,
снятый с Погибельного Сиденья сэром Галахадом, тогда как другие и более
грубые моменты, несомненно, нашли дорогу в дешевые и сенсационные
"книжонки", которыми торговали вразнос и которые раскупались невежественными
людьми. Судя по елизаветинской драме с ее "Доктором Фаустом", ведьмами в
"Макбете", призраком в "Гамлете" и ужасами Уэбстера, мы можем легко
представить могучее воздействие демонического на человеческое сознание, еще
более усиление реальным страхом перед современным колдовством, ужасы
которого, поначалу заявившие о себе на континенте, громко откликнулись в
Англии охотой на ведьм Иакова I. К таинственной мистической прозе этих
времен можно добавить длинный список трактатов о колдовстве и демонологии,
которые волнуют воображение читающего мира.
В семнадцатом и восемнадцатом столетиях мы видим все больше легенд и
баллад темного содержания; и все же они существуют как бы под прикрытием
благовоспитанной и принятой литературы. В большом количестве выпускаются
дешевые книжки об ужасах и сверхъестественном, и мы констатируем живой
интерес к ним благодаря таким сочинениям, как "Видение миссис Вил" Дефо,
которое представляет собой безыскусный рассказ о визите призрака мертвой
женщины к ее подруге, написанный для рекламы плохо распродававшегося
теологического трактата о смерти. Высшие слои общества теряли веру в
сверхъестественное, вступая в период классического рационализма.