рядом с церковью,
стали распространяться темные слухи о странных появлениях графа -- как в
случае с двумя крестьянами, которые ночью охотились на его территории через
сто лет после его смерти. Наутро священник нашел обоих, но один обезумел, а
другой умер, и его лицо было ободрано до костей.
Мистер Враксолл слушает истории, которые ему рассказывают, и неожиданно
узнает о Черном паломничестве графа, паломничестве в Хоразин, что в
Палестине, то есть в один из городов, проклятых Господом, в котором, как
говорят старые священники, родился Антихрист. Никто не смеет даже намекнуть
на то, что представляло собой Черное паломничество и что за странное
существо привез с собой, вернувшись, граф. Тем временем мистера Враксолла
охватывает желание исследовать мавзолей графа Магнуса, и, наконец, он
получает разрешение войти в него, но в сопровождении дьякона. Там
обнаруживаются несколько надгробий и три медных саркофага, один из которых
принадлежит графу. По краю саркофага выбито несколько сцен, включая ужасное
преследование -- испуганного человека преследует в лесу приземистое существо
с щупальцами осьминога, выполняя приказ высокого человека в плаще, который
стоит на вершине ближнего холма. На саркофаге предусмотрены три массивных
железных замка, но один валяется на полу и напоминает путешественнику о
металлическом клацанье, которое он слышал за день до посещения мавзолея,
когда шел мимо и думал о возможной встрече с графом Магнусом.
Чары мистера Враксолла сыграли свою роль, и он получил ключ от мавзолея
для повторного визита, уже в одиночку, во время которого находит второй
открытый замок. На следующий день, то есть в последний день пребывания в
Рабаке, он вновь идет в мавзолей, чтобы попрощаться с мертвецом. Вновь он
думает о том, что неплохо бы повидаться с графом, и, с ужасом видя, что
последний замок на саркофаге открывается, падает на пол, а крышка медленно,
со скрипом поднимается, бежит прочь из мавзолея, в панике забыв запереть
дверь.
Возвращаясь в Англию, путешественник ощущает нечто странное в отношении
попутчиков, когда плывет на корабле. Фигуры в плащах внушают ему
беспокойство, и он чувствует, что за ним постоянно следят. Из двадцати
восьми пассажиров, которых он насчитал на корабле, только двадцать шесть
появляются за обеденным столом, а двое не приходят никогда -- высокий
мужчина в плаще и его спутник, что пониже ростом и тоже закутанный в плащ.
Заканчивая морское путешествие в Гарвиче, мистер Враксолл делает попытку
сбежать в закрытом экипаже, но на перекрестке вновь видит две знакомые
фигуры. Наконец он поселяется в маленьком деревенском домике и все свое
время посвящает торопливым записям. На второе утро его находят мертвым, и во
время следствия семь присяжных заседателей падают в обморок, поглядев на
труп. Дом, в котором он остановился, стоит пустой, а когда его сносят через
полвека, то находят в забытом шкафу записи.
В "Сокровище аббата Томаса" английский антикварий разгадывает шифр на
окнах эпохи Ренессанса и находит золото, припрятанное в углублении в стенке
колодца, расположенного во дворе немецкого аббатства. Однако хитроумный
владелец клада приставил к нему охрану, и нечто в черном обхватывает руками
шею искателя клада так, что тому приходится отказаться от поисков и призвать
священника. После этого каждый вечер искатель клада ощущает чье-то
присутствие и чувствует жуткую вонь за дверью своей комнаты в отеле, пока,
наконец, священник при свете дня не ставит обратно камень, закрывающий вход
в подземную сокровищницу -- из которой кто-то выходил по ночам, чтобы
отомстить за поиски золота старого аббата Томаса. Закончив работу, священник
обращает внимание на странную, похожую на лягушку, резную надпись на
старинной крышке колодца и узнает латинское выражение: "Depositum custodi",
что означает: "Храни, что поручено тебе".
Из других замечательных рассказов Джеймса назовем "Скамейки в
кафедральном соборе", в котором странное резное изображение каким-то образом
оживает, чтобы отомстить за продуманное убийство старого декана его
честолюбивым преемником; "Ох, свистни, и я приду" -- о некоем ужасе,
являющемся, стоит дунуть в свисток, найденный в руинах средневекового
собора; и "Случай из