сомнений, не случайно, и в
предисловии к одному из своих сборников автор сформулировал три основных
правила сочинения об ужасном. История о привидениях, как он считает, должна
происходить в знакомых декорациях современного мира, чтобы быть ближе к
читателю с его жизненным опытом. В феномене сверхъестественного, кроме того,
должно быть заложено зло, а не добро, поскольку автор собирается вызвать у
читателя в первую очередь страх. И наконец, нужно тщательно избегать patois
(Местный говор) оккультизма или псевдонауки, иначе очарование случайного
правдоподобия исчезнет в неубедительном педантизме.
Осуществляя на практике свои теоретические установки, доктор Джеймс
раскрывает тему в легкой, часто разговорной манере. Создавая иллюзию
повседневности, он вводит сверхъестественные элементы осторожно и
постепенно; окружая их обыденными прозаическими деталями, а иногда парой
штрихов из своей средневековой учености. Осознавая тесную связь между
современным сверхъестественным феноменом и традицией, он обычно использует
отдаленных исторических предшественников описываемых им событий; имея в
таких случаях возможность применить свои знания прошлого, а также
способность архаизировать речь и колорит. Любимая сцена в историях Джеймса
-- какой-нибудь старый собор, который автор может описать с профессиональной
дотошностью.
В повествованиях доктора Джеймса нередко случаются насмешливые виньетки
и портреты с натуры, которые в его опытных руках служат для усиления
главного элемента и совсем их не портят, как это случилось бы у менее
искусного мастера. Предлагая новый тип привидения, он далеко уходит от
привычной готической традиции, ибо там большинство привидений были бледными
и величественными, и об их присутствии узнавали, лишь увидев их, а ( призрак
Джеймса тощий, маленький и волосатый -- медлительное адское страшилище,
нечто среднее между человеком и зверем, -- и к нему обычно сначала
прикасаются, а уж потом его видят. Иногда зрелище бывает еще более
эксцентричным -- штука фланели с паучьими глазами или невидимое существо,
которое заворачивается в простыни и показывает лицо из мятой ткани. Доктор
Джеймс владеет, и это очевидно, научными познаниями в области нервной
системы человека и его эмоций и знает, как соотнести утверждение, фантазию и
тонкие предположения, чтобы получить наилучший результат. Ему больше удаются
события и декорации, чем атмосфера, и нужные чувства он вызывает у
читателей, обращаясь не к чувствам, а к разуму. Конечно же этот метод, с
потерями в ярких кульминациях, имеет свои недостатки, так же, как
достоинства, и многие будут скучать по напряжению, которого такие писатели,
как Мейчен, добиваются с помощью слов и декораций. Однако обвинение в скуке
можно предъявить лишь немногим рассказам. Как правило, лаконичного и
искусного разворачивания сверхъестественных событий бывает достаточно для
пробуждения у читателя желанного ужаса.
Рассказы мистера Джеймса объединены в четыре маленьких сборника:
"Рассказы антиквария о привидениях", "Новые рассказы антиквария о
привидениях", "Тощий призрак и другие" и "Предостережение любопытному". У
него есть еще милая детская фантазия "Пять кувшинов", в которой действуют
свои сверхъестественные существа. Из написанного мистером Джеймсом трудно
выбрать самое любимое или, скажем, типическое, хотя у каждого читателя,
несомненно, свои пристрастия в зависимости от темперамента.
"Граф Магнус", безусловно один из лучших рассказов, изображает
подлинную -- тревожную и неопределенную -- Голконду. Мистер Враксолл --
английский путешественник середины девятнадцатого столетия -- прибывает в
Швецию, чтобы собрать материал для книги. Постепенно его заинтересовывает
древний род де ла Гарди, живший недалеко от деревни Рабак, и он начинает
изучать все, что о нем известно, а в результате этих занятий его особенно
завораживает фигура строителя манора, некоего графа Магнуса, о котором ходят
страшные и странные слухи. Граф, который жил в начале семнадцатого столетия,
был жестоким хозяином, знаменитым своими наказаниями браконьеров и
провинившихся арендаторов. Его жестокость вошла в поговорку, а после его
смерти и погребения в гигантском мавзолее, построенном