которой связаны страшные слухи Средневековья и которую теперь разбивают в
пыль.
В романе "Три обманщика", чье значение до некоторой степени снижено
подражанием весельчаку Стивенсону, есть несколько повествований, которые
соответствуют высокому уровню мастерства Мейчена как создателя ужаса. Здесь
мы находим выраженную в наиболее зрелой форме любимую мысль автора о том,
что под горами и скалами дикого Уэльса живет примитивный низкорослый народ,
чьи следы дают основания для многочисленных легенд о феях, эльфах и
"маленьком народце". Иногда они виноваты в неожиданных исчезновениях людей и
подмене нормальных детей странными темноволосыми созданиями. Эта тема
великолепно изложена в эпизоде, названном "Повествование о черной печати", в
котором профессор, открыв сходство некоторых знаков на валлийских скалах и
на доисторической черной печати из Вавилона, делает еще несколько открытий,
ведущих его в направлении неведомого и ужасного. Странное описание,
сделанное географом Солинусом в далекой древности, несколько непонятных
исчезновений в безлюдных местах Уэльса, дегенерат, родившийся у матери в
сельском районе после того, как она испытала потрясший ее до глубины души
ужас, -- все это профессор связывает в единую цепочку, которая может вызвать
страх и отвращение у любого, кто доброжелательно и с уважением относится к
человеческой расе. Он берет к себе мальчика-идиота, который иногда
разговаривает странным шипящим голосом и подвержен эпилептическим припадкам.
Однажды, после ночного припадка в кабинете профессора, там обнаруживаются
неприятные запахи и другие свидетельства чужеродного присутствия, а вскоре
профессор оставляет объемистый документ и идет, чего-то ожидая и панически
боясь, к колдовским холмам. Оттуда он не возвращается, но рядом с
фантастическим камнем в дикой стороне находят его часы, деньги и кольцо,
связанные и завернутые в пергамент, на котором начертаны те же страшные
знаки, что и на черной вавилонской печати, и на камне среди валлийских гор.
Объемистый документ объясняет достаточно, чтобы заподозрить самое
страшное. Профессор Грегг, сопоставив многочисленные исчезновения в Уэльсе,
надпись на камне, описание древнего географа и черную печать, сделал вывод,
что ужасная раса смуглых существ с незапамятных времен живет под холмами
безлюдного Уэльса. Он разгадал послание на черной печати и доказал, что
мальчик-идиот, сын куда более могущественного, чем обычный человек, отца,
унаследовал чудовищные воспоминания и возможности. В ту странную ночь в
своем кабинете профессор с помощью черной печати призвал "ужасное
превращение холмов" и пробудил в идиоте ужасы отцовского наследства. Он
"видел, как его тело раздулось, словно пузырь, а лицо почернело...". Потом
проявились нечеловеческие последствия, и профессор Грегг познал космический
ужас в его самой страшной форме. Ему предстали жуткие пропасти, и он,
подготовленный этим, отправился туда, где были дикие горы. Он собирался
встретиться с "маленьким народцем", и его документ заканчивается такой
фразой: "Если случится так, что я не вернусь, то не имеет смысла
рассказывать сейчас о моей ужасной судьбе".
В "Трех обманщиках" есть "Рассказ о белом порошке", в котором
достигается абсолютная кульминация жуткого страха. Фрэнсис Лестер, молодой
студент юриспруденции, испытывает нервный срыв из-за уединенного образа
жизни и переутомления и покупает некое снадобье у аптекаря, не очень-то
внимательного к своим лекарствам. Как потом выясняется, в снадобье есть
соль, которая в зависимости от времени и температуры меняет свои безобидные
свойства на самые ужасные; короче говоря, из нее получается средневековый
vinum sabbati, который принимали во время оргий на ведьминских шабашах ради
жутких перевоплощений и -- если принимали неправильно --
невыразимых"последствий. Ни о чем не подозревая, юноша регулярно разводит
белый порошок в стакане воды и пьет после еды, и поначалу порошок как будто
идет ему на пользу. Но постепенно его ожившая душа начинает требовать
развлечений; он много времени проводит вне дома и очень сильно меняется
психологически. Однажды у него на правой руке появляется странное
мертвенно-бледное