Говард Ф.Лавкрафт

Сверхъестественный ужас в литературе

с

которой связаны страшные слухи Средневековья и которую теперь разбивают в

пыль.

В романе "Три обманщика", чье значение до некоторой степени снижено

подражанием весельчаку Стивенсону, есть несколько повествований, которые

соответствуют высокому уровню мастерства Мейчена как создателя ужаса. Здесь

мы находим выраженную в наиболее зрелой форме любимую мысль автора о том,

что под горами и скалами дикого Уэльса живет примитивный низкорослый народ,

чьи следы дают основания для многочисленных легенд о феях, эльфах и

"маленьком народце". Иногда они виноваты в неожиданных исчезновениях людей и

подмене нормальных детей странными темноволосыми созданиями. Эта тема

великолепно изложена в эпизоде, названном "Повествование о черной печати", в

котором профессор, открыв сходство некоторых знаков на валлийских скалах и

на доисторической черной печати из Вавилона, делает еще несколько открытий,

ведущих его в направлении неведомого и ужасного. Странное описание,

сделанное географом Солинусом в далекой древности, несколько непонятных

исчезновений в безлюдных местах Уэльса, дегенерат, родившийся у матери в

сельском районе после того, как она испытала потрясший ее до глубины души

ужас, -- все это профессор связывает в единую цепочку, которая может вызвать

страх и отвращение у любого, кто доброжелательно и с уважением относится к

человеческой расе. Он берет к себе мальчика-идиота, который иногда

разговаривает странным шипящим голосом и подвержен эпилептическим припадкам.

Однажды, после ночного припадка в кабинете профессора, там обнаруживаются

неприятные запахи и другие свидетельства чужеродного присутствия, а вскоре

профессор оставляет объемистый документ и идет, чего-то ожидая и панически

боясь, к колдовским холмам. Оттуда он не возвращается, но рядом с

фантастическим камнем в дикой стороне находят его часы, деньги и кольцо,

связанные и завернутые в пергамент, на котором начертаны те же страшные

знаки, что и на черной вавилонской печати, и на камне среди валлийских гор.

Объемистый документ объясняет достаточно, чтобы заподозрить самое

страшное. Профессор Грегг, сопоставив многочисленные исчезновения в Уэльсе,

надпись на камне, описание древнего географа и черную печать, сделал вывод,

что ужасная раса смуглых существ с незапамятных времен живет под холмами

безлюдного Уэльса. Он разгадал послание на черной печати и доказал, что

мальчик-идиот, сын куда более могущественного, чем обычный человек, отца,

унаследовал чудовищные воспоминания и возможности. В ту странную ночь в

своем кабинете профессор с помощью черной печати призвал "ужасное

превращение холмов" и пробудил в идиоте ужасы отцовского наследства. Он

"видел, как его тело раздулось, словно пузырь, а лицо почернело...". Потом

проявились нечеловеческие последствия, и профессор Грегг познал космический

ужас в его самой страшной форме. Ему предстали жуткие пропасти, и он,

подготовленный этим, отправился туда, где были дикие горы. Он собирался

встретиться с "маленьким народцем", и его документ заканчивается такой

фразой: "Если случится так, что я не вернусь, то не имеет смысла

рассказывать сейчас о моей ужасной судьбе".

В "Трех обманщиках" есть "Рассказ о белом порошке", в котором

достигается абсолютная кульминация жуткого страха. Фрэнсис Лестер, молодой

студент юриспруденции, испытывает нервный срыв из-за уединенного образа

жизни и переутомления и покупает некое снадобье у аптекаря, не очень-то

внимательного к своим лекарствам. Как потом выясняется, в снадобье есть

соль, которая в зависимости от времени и температуры меняет свои безобидные

свойства на самые ужасные; короче говоря, из нее получается средневековый

vinum sabbati, который принимали во время оргий на ведьминских шабашах ради

жутких перевоплощений и -- если принимали неправильно --

невыразимых"последствий. Ни о чем не подозревая, юноша регулярно разводит

белый порошок в стакане воды и пьет после еды, и поначалу порошок как будто

идет ему на пользу. Но постепенно его ожившая душа начинает требовать

развлечений; он много времени проводит вне дома и очень сильно меняется

психологически. Однажды у него на правой руке появляется странное

мертвенно-бледное