Говард Ф.Лавкрафт

Сверхъестественный ужас в литературе

если не всей современной поэзии, создал несколько очень

интересных собственных произведений, не считая переложений старых легенд.

10. Современные мастера

Лучшие рассказы нашего времени в жанре литературы ужас унаследовав все

ценное из довольно долго эволюционировавше жанра, обладают естественностью,

убедительностью, высокими художественными качествами, оставляющими далеко

позади что-либо написанное в готическом жанре век или более века назад. За

прошедшее время резко возросли техника, мастерство, опыт, познания в

психологии, так что большинство давних работ кажутся наивным и

претенциозным, что возмещается, если возмещается, лишь талантом, выходящим

за рамки любых ограничений. Повествования о небылицах, изложенные бойким и

напыщенным стилем, с ложной мотивацией, когда чуть ли не каждый эпизод

фальшив и якобы романтичен, уже давно отошли к более легкому и веселому

жанру литературы о сверхъестественном. Серьезные повествования о

сверхъестественном или убедительны, как реалистические, благодаря своей

насыщенности и верности Природе, за исключением одного сверхъестественного

ответвления сюжета, которое позволяет себе автор, или полностью отданы на

волю фантазии, отчего атмосфера в них адаптируется к требованиям утонченно

экзотического мира или некоего нереального мира за пределами земли и

времени, где все может произойти в соответствии с той или иной логикой

воображения, присущего человеческому разуму. По крайней мере, такова главная

тенденция, хотя конечно же многие из великих современных писателей иногда

сбиваются на стиль незрелого романтизма или пустопорожний и нелепый жаргон

псевдонаучного оккультизма, как раз теперь находящегося в стадии очередного

прилива.

Из ныне живущих создателей космического ужаса, вознесенного на

высочайшую художественную вершину, немногие, если вообще кто-то найдется,

могут соперничать с разносторонним Артуром Мейченом, автором нескольких

дюжин коротких и длинных рассказов, в которых элемент тайного ужаса и

надвигающегося кошмара передан с несравненной реалистической точностью и

живостью. Мистер Мейчен, профессиональный литератор и мастер изысканной

лирической и выразительной прозы, возможно, вложил излишнюю рассудочность в

свои плутовские "Хроники Клеменди", яркие эссе, живые автобиографические

книги, свежие и одухотворенные переводы и, более того, незабываемое

эпическое повествование "Холмы грез" -- о своих утонченных эстетических

воззрениях. В нем юный герой откликается на волшебство древнего Уэльса,

которому принадлежит и сам автор, и живет придуманной жизнью в римском

городе Иска Си-лурум, превратившемся в деревушку Каирлеон-на-Уске. Однако

факт остается фактом. Его мощные сочинения об ужасном начала девятисотых

годов уникальны и определяют целую эпоху в истории жанра.

Мистер Мейчен с его впечатляющим кельтским наследием связан памятью

детства с дикими куполообразными холмами, древними лесами и загадочными

римскими руинами в Гвенте и создал воображаемую жизнь редкой красоты,

насыщенности, исторической обоснованности. Он впитал в себя средневековую

тайну темных лесов и древних обычаев и защищает Средние века во всей их

полноте -- вплоть до католической веры. Точно так же он поддался колдовству

британо-римской жизни, которой когда-то жил его край, и находит странную

магию в укрепленных лагерях, мозаичных полах, фрагментах статуй и еще сотне

вещей, рассказывающих о тех днях, когда властвовал классицизм и латинский

язык был языком его родины. Молодой американский поэт Фрэнк Белкнап Лонг

отлично рассказал о богатом содержании и волшебном стиле этого мечтателя в

сонете "Читая Артура Мейчена":

Как славен лес осеннею порой,

Тропинки древние в горах петляют,

Между дубрав волшебных убегают

Туда, где вал построен крепостной.

Сверкает ярко солнце в небесах,

И облака в его огне краснеют,

И на земле деревья пламенеют --

Тоска смертельная стоит в лесах.

Я жду, когда поэт из кельтских стран

Расскажет в книге об орлах имперских

И северных делах легионерских,

Мне явленных сквозь золотой туман.

Я жду, чтоб мудрость разделить его

И горе, что из древности пришло.

Из работ мистера Мейчена в жанре литературы ужаса, наверное, самая

знаменитая