если не всей современной поэзии, создал несколько очень
интересных собственных произведений, не считая переложений старых легенд.
10. Современные мастера
Лучшие рассказы нашего времени в жанре литературы ужас унаследовав все
ценное из довольно долго эволюционировавше жанра, обладают естественностью,
убедительностью, высокими художественными качествами, оставляющими далеко
позади что-либо написанное в готическом жанре век или более века назад. За
прошедшее время резко возросли техника, мастерство, опыт, познания в
психологии, так что большинство давних работ кажутся наивным и
претенциозным, что возмещается, если возмещается, лишь талантом, выходящим
за рамки любых ограничений. Повествования о небылицах, изложенные бойким и
напыщенным стилем, с ложной мотивацией, когда чуть ли не каждый эпизод
фальшив и якобы романтичен, уже давно отошли к более легкому и веселому
жанру литературы о сверхъестественном. Серьезные повествования о
сверхъестественном или убедительны, как реалистические, благодаря своей
насыщенности и верности Природе, за исключением одного сверхъестественного
ответвления сюжета, которое позволяет себе автор, или полностью отданы на
волю фантазии, отчего атмосфера в них адаптируется к требованиям утонченно
экзотического мира или некоего нереального мира за пределами земли и
времени, где все может произойти в соответствии с той или иной логикой
воображения, присущего человеческому разуму. По крайней мере, такова главная
тенденция, хотя конечно же многие из великих современных писателей иногда
сбиваются на стиль незрелого романтизма или пустопорожний и нелепый жаргон
псевдонаучного оккультизма, как раз теперь находящегося в стадии очередного
прилива.
Из ныне живущих создателей космического ужаса, вознесенного на
высочайшую художественную вершину, немногие, если вообще кто-то найдется,
могут соперничать с разносторонним Артуром Мейченом, автором нескольких
дюжин коротких и длинных рассказов, в которых элемент тайного ужаса и
надвигающегося кошмара передан с несравненной реалистической точностью и
живостью. Мистер Мейчен, профессиональный литератор и мастер изысканной
лирической и выразительной прозы, возможно, вложил излишнюю рассудочность в
свои плутовские "Хроники Клеменди", яркие эссе, живые автобиографические
книги, свежие и одухотворенные переводы и, более того, незабываемое
эпическое повествование "Холмы грез" -- о своих утонченных эстетических
воззрениях. В нем юный герой откликается на волшебство древнего Уэльса,
которому принадлежит и сам автор, и живет придуманной жизнью в римском
городе Иска Си-лурум, превратившемся в деревушку Каирлеон-на-Уске. Однако
факт остается фактом. Его мощные сочинения об ужасном начала девятисотых
годов уникальны и определяют целую эпоху в истории жанра.
Мистер Мейчен с его впечатляющим кельтским наследием связан памятью
детства с дикими куполообразными холмами, древними лесами и загадочными
римскими руинами в Гвенте и создал воображаемую жизнь редкой красоты,
насыщенности, исторической обоснованности. Он впитал в себя средневековую
тайну темных лесов и древних обычаев и защищает Средние века во всей их
полноте -- вплоть до католической веры. Точно так же он поддался колдовству
британо-римской жизни, которой когда-то жил его край, и находит странную
магию в укрепленных лагерях, мозаичных полах, фрагментах статуй и еще сотне
вещей, рассказывающих о тех днях, когда властвовал классицизм и латинский
язык был языком его родины. Молодой американский поэт Фрэнк Белкнап Лонг
отлично рассказал о богатом содержании и волшебном стиле этого мечтателя в
сонете "Читая Артура Мейчена":
Как славен лес осеннею порой,
Тропинки древние в горах петляют,
Между дубрав волшебных убегают
Туда, где вал построен крепостной.
Сверкает ярко солнце в небесах,
И облака в его огне краснеют,
И на земле деревья пламенеют --
Тоска смертельная стоит в лесах.
Я жду, когда поэт из кельтских стран
Расскажет в книге об орлах имперских
И северных делах легионерских,
Мне явленных сквозь золотой туман.
Я жду, чтоб мудрость разделить его
И горе, что из древности пришло.
Из работ мистера Мейчена в жанре литературы ужаса, наверное, самая
знаменитая