звезды", рассказе об арктических призраках,
и "Лоте No249", где с большим мастерством разыграна тема реанимированной
мумии. Хью Уолпол, из той же семьи, что и основатель готической литературы,
иногда с большим успехом справляется со сверхъестественным, и его рассказ
"Миссис Лант" внушает неподдельный ужас. Джон Меткаф в сборнике, названном
"Дымящаяся нога", время от времени демонстрирует редкую силу, а судя по
рассказу "Плохие земли", у автора редкий талант в работе со
сверхъестественным. Более веселые и приближающиеся к приятной безобидной
фантазии сэра Д. М. Барри рассказы Э. М. Форстера, объединенные под
заголовком "Небесный омнибус". Из них лишь один, имеющий отношение к Пану и
ауре ужаса, может быть соотнесен с космическим ужасом. Миссис Г. Д. Эверет,
хотя и тяготеет к очень старым и банальным моделям, иногда достигает
уникальных высот сверхъестественного ужаса в сборнике рассказов "Маска
смерти". Л. П. Хартли известен своим язвительным и очень неприятным
рассказом "Гость из глубин". "Страшные рассказы" Мэй Синклер традиционного
оккультного толка, в них нет творческого развития темы ужаса, что определяет
степень мастерства в данном жанре. Ее больше интересуют человеческие чувства
и психологический анализ, нежели феномен нереального космоса.
Заметим, кстати, что сторонники оккультизма, как правило, менее, чем
материалисты, сильны в создании потустороннего и фантастического, поскольку
для них фантомный мир обыкновенная реальность и они относятся к нему без
особого страха, отчего не умеют произвести такое впечатление, как те, кто
видят в нем абсолютную и страшную угрозу естественному порядку.
Довольно неровный с точки зрения стиля, но иногда очень мощный в
описании других, находящихся за пределами обыденной реальности миров и
существ -- Уильям Хоуп Ходжсон, известный сегодня гораздо хуже, чем он того
заслуживает. Несмотря на тяготение к банальной сентиментальной концепции
вселенной и отношения к ней человека, Ходжсон, скорее всего, уступает лишь
Алджернону Блэквуду в описании потустороннего. Немногие могут соперничать с
ним в искусстве как бы ничего не значащих деталей или случайных намеков на
безымянные и чудовищные силы, обитающие неподалеку, а также в передаче
ощущений, возникающих от близости потустороннего и сверхъестественного.
Разнообразные зловещие чудеса и неведомые земли явлены тем, кто сумел
спастись с затонувшего корабля, в "Кораблях Глен Карриг" (1907). Очевидная
угроза в первой части книги описана великолепно, хотя потом заметен спад в
сторону банального приключенческого романа. Не очень аккуратное и
псевдоромантическое повествование в стиле восемнадцатого столетия снижает
общее впечатление, однако очевидная морская эрудиция автора несколько
компенсирует недостатки.
"Дом на границе" (1908), вероятно, лучшее из всего написанного мистером
Ходжсоном, рассказывает об одиноком и зловещем доме в Ирландии, в котором
сошлись страшные силы внеземного мира и аномальные силы тайных земных бездн.
Скитания духа Повествователя сквозь неисчислимые световые годы по
космическим пространствам и кальпам вечности, наблюдения за гибелью
Солнечной системы -- нечто уникальное в современной литературе. К тому же
автор в состоянии убедительно описать неясный, как бы засевший в осаде ужас,
угрожающий нашей реальной жизни. Не будь в книге нескольких сентиментальных
банальностей, она бы стала чистой воды классикой.
Роман "Призрачные пираты" (1909), рассматриваемый мистером Ходжсонос
как последняя часть трилогии, в которой две первые части представлены
упомянутыми выше романами, -- внушительное описание последнего плавания
странного корабля и жутких морских чудовищ (квазичеловеческого вида,
возможно это духи погибших пиратов), которые захватывают корабль и
утаскивают неведомо куда. Временами описания достигают редкостной силы, если
учесть морские знания автора и его умение подбирать намеки и происшествия,
указывающие на скрытые в природе ужасы.
"Ночная страна" (1912) -- очень длинное повествование (538 страниц) о
бесконечно отдаленном, на миллионы и миллионе лет, будущем Земли после
гибели Солнца. Оно несколько сумбурное: как бы сны человека