Говард Ф.Лавкрафт

Сверхъестественный ужас в литературе

деградацию

владельца. Он кромсает портрет ножом, потом слышны страшные крики, что-то

падает, и, когда на другой день приходят слуги, они обнаруживают портрет во

всем его первоначальном великолепии. "На полулежал мертвый старик в смокинге

и с ножом в сердце. Он был седой, морщинистый, жалкий на вид. Лишь обратив

внимание на перстни на его пальцах, слуги поняли, кто это".

Мэтью Фипс Шил, автор многих романов и рассказов о сверхъестественном,

преувеличенном, приключенческом, иногда достигает высокого уровня в жанре

литературы ужаса. "Кселуча" -- на редкость жуткий фрагмент, но гораздо лучше

бесспорный шедевр мистера Шила "Дом звуков", написанный витиевато в "желтые

девяностые" годы и переделанный в более сдержанном ключе в начале двадцатого

столетия. Эта история в окончательном виде заслуженно занимает место среди

лучших произведений своего жанра. Она рассказывает о подкрадывающемся ужасе

и угрозе, произнесенной в давние века на приарктическом острове у берегов

Норвегии, где, несмотря на дьявольские ветры, адские волны и сильные ливни,

мстительный старик построил зловещую бронзовую башню. Рассказ отдаленно

напоминает, хотя в нем много отличий, "Падение дома Ашера" Эдгара По. В

романе "Фиолетовое облако" мистер Шил с поразительной силой описывает

проклятие, которое пришло из арктической стужи, чтобы погубить человечество,

и со временем оставившее на планете всего одного жителя. Чувства этого

человека, когда он понимает, в каком положении оказался, и его скитания в

качестве хозяина планеты по городам с валяющимися повсюду трупами и

доступными богатствами переданы с искусством, которому всего немного

недостает до настоящего волшебства. К сожалению, вторая часть книги с ее

банальным романтизмом очень уступает первой.

Гораздо шире, чем Шил, известен Брэм Стокер, создавший много воистину

ужасных сюжетов в серии романов, бедный стиль которых снижает их возможный

эффект. В "Логовище белого червя", в котором речь идет о гигантском

примитивном существе, живущем под древним замком, инфантильный сюжет почти

губит великолепный замысел. "Драгоценность из семи звезд" -- о странном

египетском воскресении из мертвых, -- кажется, получше. Но самый удачный --

знаменитый "Дракула", который стал едва ли не знаменем для современных

эксплуататоров ужасного мифа о вампирах. Граф Дракула, вампир, обитает в

страшном замке в Карпатах, но потом переезжает в Англию, имея целью населить

страну вампирами. То, как англичанин живет среди ужасов Дракулы и как в

конце концов проваливается замысел мертвого злодея -- две темы, объединенные

для создания произведения, занявшего постоянное место в анналах английской

литературы. "Дракула" породил множество подобных ему романов о

сверхъестественном ужасе, среди которых лучшие, вероятно, "Жук" Ричарда

Марша, "Дети королевы-колдуньи" "Сакса Ромера" (Артура Сарсфилда Варда) и

"Дверь в сверхъестественное" Джеральда Блисса. В последнем сочинении

довольно ярко изложено суеверие, связанное с оборотнями. Тоньше и искуснее

роман "Холодный причал" Фрэнсиса Брега Янга, в котором с очевидным

мастерством изложены сопоставляемые рассказы нескольких персонажей и

убедительно описан старинный зловещий дом. Пародийный и всемогущий злодей

Хамфри Ферниваль напоминает тип Манфреда-Монтони, то есть раннеготического

"негодяя", но не кажется банальным в окружении многих умных персонажей. Лишь

легкая путаница в объяснении под конец и слишком свободное пользование

предсказаниями, влияющими на сюжет, делает это произведение не совсем

совершенным.

В романе "Ведьминский лес" Джон Бьюкен с великолепной силой описывает

возрождение кошмарного шабаша в отдаленном районе Шотландии. Описание

черного леса со зловещим камнем и ужасных космических предзнаменований,

воздаст, когда ужас наконец побежден, сторицей тому, кого не испугают

замедленное действие и обилие шотландских слов. Некоторые из рассказов

мистера Бьюкена на редкость ярки и жизнеподобны в описании потустороннего;

"Зеленая антилопа-гну", рассказ об африканском колдовстве, "Ветер на

крыльце", возрождающий британско-ро-манские ужасы, "Скул