Говард Ф.Лавкрафт

Сверхъестественный ужас в литературе

и запретную книгу ужасов, оба приятеля узнали, что

талисман на самом деле является безымянным желтым знаком проклятых

почитателей Астура -- из древней Каркозы, где была написана книга и откуда

приходят кошмарные воспоминания, живущие в подсознании всех людей. Вскоре

приятели слышат скрип черного катафалка, который везет сторож с лицом трупа.

В поисках желтого знака он входит в темный дом, и все замки ржавеют от его

прикосновения. А когда в дом вбегают люди, привлеченные жутким

нечеловеческим криком, они находят на полу троих людей, из которых двое

мертвы, а один умирает. Один из трупов уже почти совсем сгнил. Это

кладбищенский сторож, и врач восклицает: "Этот человек мертв уже несколько

месяцев". Стоит заметить, что автор берет многие из своих имен и . аллюзий,

связанных со страшным миром прапамяти, из рассказов Амброза Бирса. Другие

ранние работы мистера Чемберса об outre1 и ужасном -- "Создатель лун" и "В

поисках неведомого". Нельзя не пожалеть, что он не развивал это направление

в своем творчестве, хотя мог бы стать настоящим мастером.

Ужасное, поданное с подлинной силой, можно найти в сочинениях

ново-английской писательницы реалистического направления Мэри Э. Уилкинс, в

ее книге рассказов "Ветер в розовых кустах" имеется ряд явных достижений. В

"Тенях на стене" мы читаем мастерски выписанное новоанглийское семейство,

обреченное на трагедию, а неведо откуда взявшаяся тень отравленного брата

отлично подготавливает нас к кульминационому моменту, когда тень тайного

убийцы, который был убит в соседнем городе, неожиданно появляется рядом.

Шарлотта Перкинс Гилмен в "Желтых обоях" поднимается на классический уровень

в проницательном описании безумия, которое завладевает женщиной, живущей в

комнате с жуткими обоями, где когда-то держали сумасшедшую.

В "Мертвой долине" известный архитектор и медиевист Ральф Адаме Крэм

вполне убедительно передает неуловимый местный ужас, создавая своими

описаниями соответствующую атмосферу.

Продолжает традицию сверхъестественного одаренный и разносторонний

юморист Ирвин Ш. Кобб, в чьих ранних и недавних работах есть настоящие

удачи. В "Рыбьей голове", ранней работе, автор ярко живописует сходные и

неестественные черты гибридного идиота и странной рыбы из отдаленного озера,

которая в конце концов мстит за убийство своего двуногого родственника. В

поздние работы мистер Кобб вводит научный элемент, как, например, в рассказ

о наследственной памяти, в котором современный человек с негритянскими

предками произносит слова на языке африканских джунглей, когда его калечит

поезд в обстоятельствах, напоминающих те, в которых его черного предка сто

лет назад покалечил носорог.

Очень высоко в художественном смысле стоит роман "Черная комната"

(1927) покойного Леонарда Клайна. В нем рассказывается о человеке, который

-- с характерной амбициозностью героя-негодяя готического или байронического

типа -- бросает вызов природе, желая воссоздать целиком свою прошлую жизнь с

помощью ненормальной стимуляции памяти. Для этого он использует любые

записи, мнемонические приемы, картины -- наконец, запахи, музыку и

экзотические лекарства. В итоге он выходит за пределы собственной жизни и

достигает черных пропастей наследственной памяти -- вплоть до дочеловеческой

,s эпохи, когда существовали лишь покрытые паром топи каменноугольного

периода, и до совсем невообразимых глубин первичного времени и пространства.

Он призывает себе на помощь еще более странную музыку и принимает еще более

странные лекарства, и в конце концов его пугается даже его огромный пес. От

него начинает исходить нечеловеческий запах, и он становится безликим

недочеловеком, после чего бежит в лес и воет по ночам под окнами. Когда его

находят в лесу, он искалечен и мертв, а рядом лежит искалеченный труп пса.

Они убили друг друга. Атмосфера в этом романе по-настоящему жуткая, и много

внимания уделено жуткому дому центрального персонажа.

Менее продуманное и сбалансированное, но тем не менее очень

убедительное сочинение Герберта Ш. Гормана "Место, названное Дагон"

повествует о темной истории Западного Массачусетса, где потомки людей,

бежавших из Салема, все еще поддерживают традицию нездоровых и выродившихся

ужасов