через шесть недель, он уже не в силах
отыскать тайную комнату, а во время Гражданской войны дом сгорает дотла.
Случайно запертого в подвале мужчину никто больше не видел и не слышал.
Бирс далеко не всегда так ярко, как По, реализует возможности, которые
предоставляет тема сверхъестественного для создания особого настроения; в
основном его сочинения несколько наивны, угловаты, провинциальны и
контрастируют в этом с сочинениями мастеров в жанре литературы ужаса более
позднег времени. Тем не менее его искренность и мастерство, вне всяк
сомнений, оградили его от опасности кануть в Лету. Полное собрание
произведений Бирса состоит из двух томов рассказов о сверхъестественном
"Может ли такое быть?" и "Середина жизни". Первый том почти полностью
посвящен сверхъестественному.
Большая часть произведений, принадлежащих литературе ужаса, выходит
из-под пера авторов, не работающих в этом жанре. Исторический роман "Элси
Веннер" Оливера Уинделла Холмса с великолепной отстраненностью повествует о
неестественном змееподобии молодой женщины, которое было у нее еще до
рождения, и здесь есть атмосфера, поддержанная замечательно выписанными
пейзажами. В "Повороте винта" Генри Джеймс успешно преодолевает свою обычную
помпезность и многословие и создает по-настоящему достоверное ощущение
страшной угрозы, рассказывая о двух мертвых и злых слугах, Питере Квинте и
гувернантке, мисс Джессел, и их злой власти над маленьким мальчиком и
девочкой, когда-то отданными под их опеку. Повествование Джеймса, возможно,
слишком путаное, слишком елейное и изысканное, слишком приверженное
утонченности, чтобы полностью раскрыть разрушительный ужас проиходящего;
несмотря на это, здесь есть редкая поднимающаяся волна страз с кульминацией
-- смертью мальчика, которая гарантирует повести постоянное место в ее
жанре.
Ф. Марион Кроуфорд написал несколько рассказов о сверхъестественном
разного достоинства, теперь уже собранных в один том под названием "Бродячие
призраки". В "Так как кровь есть жизнь" есть довольно яркое изображение
лунатического вампиризма в окрестностях старинного города, расположенного на
гористом и пустынном побережье. В "Мертвой улыбке" речь идет о семейных
кошмарах в старом доме и наследственных подземельях в Ирландии, и здесь
довольноубедительно показан бенши. "Верхняя полка", однако, шедевр Кроуфорда
в жанре литературы ужаса и один из самых потрясающих рассказов в литературе
вообще. В нем с несравненным искусством описана парадная зала в которой
происходили самоубийства, а также призрачная сырость, непонятно почему
открытый иллюминатор, кошмарна схватка с непонятным существом.
Очень искренними, хотя и не без обычной для 1890-х годов манерной
эктравагантности, были ранние сочинения об ужасном Роберта У. Чемберса,
ставшие чрезвычайно известными как произведения другого жанра. "Король в
желтом" -- серия почти не связанных между собой рассказов, разве что некоей
чудовищной и запретной книгой, которая несет с собой страх, безумие,
сверхъестественную трагедию, и в этой серии автор достигает высот
космического ужаса, несмотря на шероховатости и несколько банальную и
аффектированную культивацию атмосферы готической мастерской, ставшую
популярной благодаря "Трилби" Дю Морье. Самый сильный из его рассказов,
наверное, "Желтый знак", в котором идет речь о неразговорчивом и страшном
кладбищенском стороже с лицом, напоминающем раздувшегося могильного червя.
Парень, рассказывающий о драке с этим человеком, дрожит и бледнеет,
вспоминая некоторые подробности. "Клянусь Богом, это правда, когда я ударил
его и он схватил меня за руки, сэр, я хотел выдернуть руки, и тогда его
палец вошел мне в запястье". Художник, который, повидавшись с ним, ночью во
сне видит катафалк, который видит и его приятель, поражен голосом сторожа,
что-то ему пробормотавшего. Звуки его голоса заполняют голову, "как густой
маслянистый туман с запахом гнили". А бормочет он всего лишь: "Вы нашли
желтый знак?"
Колдовской талисман из оникса с иероглифами был подобран на улице
приятелем художника и на короткое время оказался у него; но, с любопытством
прочитав дьявольскую