до современных Пинченов,
они пребывают в жалком состоянии. Несчастная старая Гепсиба, нищая чудачка;
похожий на ребенка неудачливый Клиффорд, только что освободившийся из
тюрьмы, куда попал по ошибке; хитрый и беспринципный судья Пинчен, словно
оживший полковник, -- все они потрясающие символы, с которыми могут
соперничать чахлые растения и анемичные птицы в саду. Почти жаль, что автор
придумал счастливый конец для своей истории, союз веселой Фебы, последней в
роде Пинченов, и приятного молодого человека, оказывающегося последним
представителем рода Молей. Этот союз, очевидно, положит конец проклятию.
Готорн избегает даже намека на зло в речах и действиях и держит свой ужас на
задворках; его неожиданные проявления служат, чтобы поддержать
соответствующее настроение и избавить сочинение от чисто аллегорической
сухости. События типа колдовства Элис Пинчен в начале восемнадцатого века и
особого звучания ее клавикордов, предшествующего очередной смерти -- вариант
незапамятного европейского мифа, -- соединяют действие непосредственно со
сверхъестественным; тогда как ночное появление в старинной гостиной судьи
Пинчена с жутковато тикающими часами -- настоящий ужас самого истинного и
неподдельного толка. То, как смерть судьи Пинчена поначалу подается в
намеках, потом с помощью принюхивающегося кота за окном, кстати, задолго до
того, как читатель или кто-то из персонажей начинают подозревать неладное, и
этот гениальный прием сделал бы честь самому По. Потом странный кот
внимательно ночью и днем смотрит снаружи на одно и то же окно, будто ждет
чего-то. Очевидно, что это психологический прием из первичного мифа, как
нельзя лучше подошедший более позднему произведению.
Однако Готорн не оставил учеников. Его настроение и позиция принадлежат
эпохе, ушедшей вместе с ним, а душа По -- который так ясно понял
естественную основу сверхъестественного и точную механику его
воспроизведения -- выжила и расцвела. Среди первых учеников По надо назвать
молодого и талантливого ирландца Фиц-Джеймса О"Брайена (1828-1862), который
поселился в Америке и погиб, доблестно сражаясь, в Гражданской войне. Это он
первым в "Что это было?" дал нам отличный рассказ об осязаемом, но невидимом
существе, прототипе мопассановского "Орли"; это он создал неповторимые
"Бриллиантовые линзы", рассказав о молодом владельце микроскопа, влюбившемся
в девушку из иного мира, который открылся ему в капле воды. Ранняя смерть
О"Брайена, несомненно, лишила, нас замечательных рассказов о странном и
ужасном, ведь его гений, если честно, столь же велик, как гений По или
Готорна.
Ближе к настоящему величию был эксцентричный и мрачный журналист Амброз
Бирс, который родился в 1842 году и тоже участвовал в Гражданской войне, но
уцелел и написал несколько бессмертных рассказов, а потом исчез в 1913 году
в загадочном тумане, словно сотворенном его собственной жутковатой
фантазией. Бирс был известным сатириком и памфлетистом, однако своей
литературной репутацией он обязан мрачным и жестоким рассказам; большая их
часть так или иначе связана с Гражданской войной и составляет самую яркую и
достоверную картину, какую когда-либо это событие имело в литературе. Если
по справедливости, то все рассказы Бирса принадлежат литературе ужаса; и,
если многие из них имеют дело лишь с физическим и психологическим ужасом
внутри Природы, то самые значительные предполагают сверхъестественное зло и
составляют значительный вклад в американский фонд литературы о
сверхъестественном. Мистер Сэмюел Лавмен, ныне живущий поэт и критик,
который был лично знаком с Бирсом, таким образом суммирует свое
представление о гении великого "создателя теней" в предисловии к письмам
писателя:
"У Бирса, в первый раз, ужас не столько неписаный закон или извращение
По или Мопассана, сколько педантично определенная и жутковатая атмосфера.
Простые слова, но такие, что никто не решится отнести их на счет
ограниченности словарного запаса автора, рассказывают о нечестивом кошмаре,
новой и до сих пор неизвестной его трансформации. У По можно найти его как
tour de force, у Мопассана -- как нервный срыв в результате наивысшего
напряжения. Для Бирса все просто и ясно. Дьяволизм и в своей мучительной
смерти