романов, вышедших в свет посмертно, проводит ту же идею, которая
заложена в незаконченном "Долливере", и более или менее умело касается темы
эликсира жизни; а заметки к ненаписанному роману под названием "Шаги из
прошлого" показывают, что Готорн интенсивно разрабатывал старинное
английское суеверие -- о древнем и проклятом роде, члены которого оставляют
кровавые следы при ходьбе, -- которое так или иначе проявилось и в
"Септимусе Смите", и в "Тайне доктора Гримшоу".
Во многих рассказах Готорна явно присутствует сверхъестественное, будь
то атмосфера или событие. В "Портрете Эдварда Портера" из "Легенд
провинциального дома" есть что-то дьявольское. "Черная завеса священника"
(рассказ, основанный на реальном событии) и "Честолюбивый гость"
подразумевают гораздо больше, чем утверждают, тогда как "Этан Гранд" --
фрагмент незаконченного сочинения -- поднимается до высот космического ужаса
со своим древним горным краем, пылающими печами, байроническим
"непростительным грешником", чья беспокойная жизнь заканчивается ночью под
раскат ужасающего хохота, когда он ищет смерть в пламени. Некоторые записи
Готорна рассказывают о сверхъестественных сюжетах, которые он, проживи
дольше, воплотил бы в рассказы. Особенно впечатляющий сюжет -- о странном
незнакомце, который время от времени появляется на публичных собраниях, а
под конец становится известно, что он выходит из очень старой могилы.
Однако главным законченным и целостным произведением Готорна среди
других его сочинений о сверхъестественном является знаменитый и отлично
написанный роман "Дом о семи фронтонах", в котором вновь с поразительной
силой идет речь о древнем проклятии, и мрачным фоном служит очень старый дом
в Салеме -- один из тех готических домов с островерхими крышами, которые
стали типичными для новоанглийских городов, но которые после семнадцатого
века уступили место более известным домам с двускатными крышами
классического георгианско-го стиля, который называется колониальным. Из
готических островерхих домов едва ли дюжина сохранилась в США в своем
первоначальном виде, однако один, отлично известный Готорну, все еще стоит
на Тернер-стрит в Салеме, и на него указывают как на вероятный прототип
литературного дома, вдохновивший автора на написание романа. Это сооружение
с призрачными шпилями, скоплением труб, нависающим вторым этажом, с газовыми
рожками на углах и ромбовидными зарешеченными окошками, несомненно, могло
произвести впечатление как символ темной пуританской эпохи скрываемого ужаса
и перешептываний о ведьмах, которая предшествовала красоте, рациональности и
приволью восемнадцатого столетия. Готорну пришлось многое из этого повидать
в юности, и он знал, как волшебные сказки связаны с ужасом. Ему были
известны слухи о проклятии, наложенном на его собственный род в наказание за
жестокость его прадеда-судьи на ведьминском процессе в 1692 году.
Из этого дома вышла бессмертная история -- великий вклад Новой Англии в
литературу о сверхъестественном -- и у нас есть возможность почувствовать
подлинность атмосферы. Тайный ужас скрывается в потемневших от сырости,
засиженных мухами,
укрытых вязами стенах древнего дома, воспроизведенного так живо, что у
нас перехватывает горло от зловещего вида этого места, когда мы читаем, что
его создатель -- старый полковник Пинчен -- с беспримерной жестокостью
отобрал землю у владевшего ею Мэтью Моля, которого осудил на виселицу как
колдуна в тот год, когда была самая сильная паника. Моль умер, проклиная
Пинчена -- "он еще напьется крови", -- и вода в старом колодце на отобранной
земле стало горькой. Сын Моля, плотник, согласился построить большой дом для
одержавшего победу врага своего отца, однако полковник неожиданно умер в
день окончания строительства. Потом последовали не самые счастливые времена,
время от времени всплывали слухи о проклятии Моля и темных силах, которыми
владеют его потомки, иногда представителей рода Пинченов настигал
трагический конец.
Зло старого дома -- почти такое же живое, как дома Ашера, описанного
По, хотя и более неуловимое -- сопровождает все повествование как главный
мотив, предвещающий трагедию; и когда дело доходит