образом воспитаны религиозными
ритуалами, то темной и злой части космической тайны выпало на долю
фигурировать в нашем фольклоре о сверхъестественном. Эта тенденция
естественным образом была поддержана и тем, что нерешительность и опасность
всегда тесно связаны между собой; из-за чего неведомый мир неизбежно
предстает как мир, грозящий человеку злом. Когда же к страху прибавилось
неизбежное очарование удивления и любопытства, появилось нечто, сложенное из
обостренного чувства и возбужденной фантазии, чья жизнеспособность равна
жизнеспособности человечества. Дети всегда будут бояться темноты, а
взрослые, чувствительные к унаследованному опыту, будут трепетать при мысли
о неведомых и безмерных пространствах где-то далеко за звездами с, возможно,
пульсирующей жизнью, не похожей на земную, или ужасаться при мысли о жутких
мирах на нашей собственной планете, которые известны только мертвым и
сумасшедшим.
Поняв это, не стоит удивляться существованию литературы, насыщенной
космическим страхом. Она всегда была и всегда будет; и нет лучшего
свидетельства ее жизнестойкости, чем импульс время от времени толкающий
писателей совершенно другого направления попытать в ней свои силы, словно им
необходимо выкинуть из головы некие фантомы, которые их преследуют. Так
Диккенс сочинил несколько жутких историй; Браунинг -- страшную поэму "Чайльд
Роланд"; Генри Джеймс -- "Поворот винта"; доктор Холмс -- утонченный роман
"Элси Веннер"; Фрэнсис Мэрион Кроуфорд -- "Верхнюю полку" и ряд других
произведений; общественная деятельница, миссис Шарлотта Перкис Гилмен --
"Желтые обои"; а юморист У. У. Джейкобс издал нечто мелодраматическое и
талантливое под названием "Обезьянья лапа".
Этот тип литературы ужаса не следует смешивать с внешне похожим, но с
психологической точки зрения совершенно другим типом; с литературой, которая
пробуждает обыкновенный физический страх и земной ужас и у которой,
безусловно, есть свое место точно так же, как оно есть у традиционной или
даже нетрадиционной или юмористической литературы о привидениях, где автор
особым приемом или заговорщицким подмигиванием изменяет смысл явной
патологии. Однако это не имеет отношения к литературе космического ужаса в
ее истинном значении. В настоящей истории о сверхъестественном есть нечто
большее, чем тайное убийство, окровавленные кости или простыня с гремящими
цепями. В ней должна быть ощутимая атмосфера беспредельного и необъяснимого
ужаса перед внешними и неведомыми силами; в ней должен быть намек,
высказанный всерьез, как и приличествует предмету, на самую ужасную мысль
человека -- о страшной и реальной приостановке или полной остановке действия
тех непреложных законов Природы, которые являются нашей единственной защитой
против хаоса и демонов запредельного пространства.
Конечно, нельзя ожидать, что все повествования о сверхъестественном
будут точно следовать какой-то одной теоретической модели. Творческие люди
обычно неуравновешенные, и в лучших произведениях есть скучные места. Более
того, самые замечательные работы о сверхъестественном -- работы о
подсознательном; которое проявляется в великолепных фрагментах некоего
произведения, сосредоточенного, возможно, на достижении совершенно другого
результата. Важнее всего атмосфера, ибо конечный критерий достоверности --
не подогнанный сюжет, а создание определенного настроения. Можно сказать,
что в целом повествование о сверхъестественном, которое берет на себя
образовательную или социальную функцию или в конечном счете все объясняет
естественными причинами, не является настоящим повествованием о космическом
ужасе; однако факт остается фактом, многие такие повествования отдельными
частями или атмосферой соответствуют всем условиям литературы
сверхъестественного ужаса. Поэтому мы должны судить повествование о
сверхъестественном не по авторскому замыслу и не по сюжетной механике, а по
эмоциональному уровню, которого оно достигает в наименее "земном" пункте.
Если пробуждаются нужные чувства, эта "высокая точка" должна рассматриваться
в зависимости от собственных достоинств, каким бы "заземленным" ни было
остальное повествование. Проверка на сверхъестественность очень проста