мира.
Рассказы По конечно же распадаются на несколько групп; и не во всех
одинаково чистый экстракт призрачного ужаса. Логические и рационалистические
рассказы, предвестники современных детективных историй, не имеют отношения к
литературе ужаса, тогда как другие рассказы, возможно написанные под
влиянием Гофмана, экстравагантны и располагаются на границе гротеска. Третья
группа имеет дело с ненормальной психикой и мономанией, описанных так, что
они вызывают ужас, но не сверхъестественный ужас. И наконец, остались
рассказы, которые представляют литературу сверхъестественного ужаса в ее
самом чистом виде и которые обеспечивают автору постоянное место как богу и
отцу всей современной дьявольской литературы. Разве можно забыть ужасный
раздутый корабль, поднятый на гребень волны в "Рукописи, найденной в
бутылке", -- темные намеки на его неисчислимые лета и чудовищную величину,
на его жуткую команду невидимых стариков, на его бег под всеми парусами
сквозь льды арктической ночи на юг, словно его гонит вперед неодолимое
дьявольское течение, вперед -- к некоему жуткому знанию, постигнув которое
он должен погибнуть?
Есть еще бесподобный М. Вальдемар, благодаря гипнозу сохраняющий свой
вид в течение семи месяцев после смерти и произносящий бессмысленные звуки,
но буквально за мгновение до того, как он должен быть расколдован, от него
остается лишь "большая вонючая лужа". В "Рассказе А. Гордона Пима"
путешественники прибывают сначала на странный южный полюс, где живут
людоеды, где совсем нет снега и огромные каменные лощины имеют вид
гигантских египетских иероглифов, с помощью которых можно прочитать ужасную
и самую важную тайну Земли, а потом они прибывают в еще более странные
места, покрытые льдом, где гиганты в саванах и птицы с белыми плюмажами
сторожат таинственный туманный поток, который течет с немыслимых высот и
впадает в горячее белое море. "Мерценгерштейн" ужасает жуткими намеками на
чудовищный метемпсихоз -- сумасшедший, но родовитый господин сжигает конюшню
извечного врага своей семьи; огромный, никому не ведомый конь появляется из
пламени после того, как в нем погибает владелец; есть старинный гобелен с
оборванным куском, на котором изображен гигантский конь крестоносца --
предка погибшего; сумасшедший постоянно совершает прогулки на гигантском
коне, одновременно боясь и ненавидя его; еще есть бессмысленные предсказания
по поводу враждующих домов; и наконец, когда сгорает дворец сумасшедшего, он
погибает в пламени, внесенный в него по широкой лестнице странным конем.
Потом дым над руинами обретает форму гигантского коня. "Человек толпы"
рассказывает о некоем человеке, который днями и ночами находится в толпе
словно боясь остаться в одиночестве, и хотя в целом он поспокойнее, но все
равно внушает не меньший ужас. Разум По был всегда устремлен на ужас и
разрушение, и в каждом рассказе, в каждом стихотворении, в каждом
философском диалоге мы видим острое желание познать незапечатанные колодцы
ночи, проникнуть за завесу смерти, царить в фантазии в качестве хозяина
страшных тайн времени и пространства.
Некоторые из рассказов По отличает почти идеальная художественная
форма, и они стали подлинными маяками в пространстве рассказа. По мог, если
хотел, придать своей прозе истинную поэтичность; он пользовался архаичным и
восточным стилем с драгоценной фразой, псевдобиблейским повтором и
рефренами, которые столь удачно перешли к писателям более позднего времени,
например, к Оскару Уайльду и лорду Дансейни; и когда он пользовался ими, то
получался эффект лирической фантазии, почти наркотической в своей сути --
опиумный сон на языке сна, в котором все неестественные оттенки и странные
образы создают симфонию сочетающихся звуков. "Маска красной смерти",
"Тишина", "Небылица", "Тень", "Притча" -- несомненно, поэзия во всех смыслах
этого слова, за исключением разве что метрики, берущая силу из музыкальных
анналов и визуальных фантазий. Но как раз в двух, внешне менее поэтичных
рассказах "Легейя" и "Падение дома Ашера" -- особенно во втором -- можно
отыскать ту высшую художественность, благодаря которой По занимает место
главы в сообществе авторов прозаической миниатюры.