в уныние, автор всегда должен быть внимательным и умелым
рассказчиком, а не благожелателем, учителем или продавцом идей. Он ясно
видел, что всякая жизнь и мысль одинаково подходят в качестве объекта для
художника, а так как, в силу своего характера, он тянулся к странному и
мрачному, то и решил стать интерпретатором этих могучих чувств и частых
событий, которые сопровождаются болью, а не удовольствием, уничтожением, а
не расцветом жизни, ужасом, а не покоем и которые в основе своей враждебны
или безразличны к вкусам и известным традиционным чувствам человечества, а
также к здоровью, душевному покою и нормальному возрастающему благосостоянию
отдельных людей.
Призраки По, таким образом, обрели убедительную злобность, которой не
было у их предшественников, и установили новый реалистический стандарт в
истории литературного ужаса. Безличная художественность, кроме того,
соединялась с научным; подходом, довольно редко встречавшемся в прошлом, а
так как По в большей степени изучал разум человека, чем готическую традицию,
то работал со знанием истинных источников ужаса, что удваивало воздействие
повествования и освобождало его от нелепостей, свойственных обычному
возбудителю ужаса. Как только это появилось, остальные писатели были
вынуждены перенять его опыт, чтобы иметь возможность хоть как-то с ним
соперничать, поэтому основное направление литературы ужаса начало
претерпевать коренные изменения. По также определил и формальный уровень; и
хотя сегодня некоторые из его собственных работ кажутся немного
мелодраматичными и простодушными, мы можем твердо заявить о его влиянии в
таких вопросах, как создание единого настроения и достижение единого
впечатления, не говоря уж о безжалостном избавлении от тех поворотов сюжета,
которые не имеют отношения к главному действию и не ведут к кульминации
повествования. На самом деле, можно сказать, что По создал рассказ в его
современном виде. Возвышенные им до уровня высокой литературы болезни,
пороки, распад тоже были далеко идущим достижением, ибо, жадно схваченная,
присвоенная и усиленная его знаменитым французским поклонником Шарлем Пьером
Бодлером, эта тема стала основой своеобразных эстетических движений во
Франции, сделав, таким образом, По в каком-то смысле отцом декадентов и
символистов.
Поэт и критик по натуре и главному призванию, логик и философ вкусом и
манерой, По ни в коей мере не был защищен от недостатков и аффектаций. Его
претензии на основательную и скрытую ученость, его вымученные попытки
ходульного, натужного псевдоюмора и частенько случавшиеся всплески опасных
предрассудков должны быть поняты и прощены. Гораздо важнее другое -- взгляд
мастера на ужас, который существует вокруг и внутри нас, и на червяка,
который корчится и пускает слюни в жуткой близости. Проникая в мучительный
ужас в веселеньком издевательстве, называемом жизнью, и в напыщенном
маскараде, называемом мыслью и чувством, его взгляд обретал силу и
пересоздавал увиденное в черных колдовских формах и видениях, пока в
стерильной Америке тридцатых и сороковых годов не расцвел такой лунный сад с
гигантскими ядовитыми грибами, каким не может похвастаться сам Сатурн в
своих подземных владениях. Космический ужас заполняет и стихи, и рассказы
По. Ворон, который стучит прямо в сердце, вампиры, которые бьют в колокола,
склеп Улялюм октябрьской черной ночью, странные шпили и куполы на морском
дне, "дикая волшебная звезда, что мерцает нам сквозь года" -- все это и
многое другое злобно смотрит на нас из маниакальных страхов в бурлящем
поэтическом кошмаре. А в прозе перед нами распахиваются челюсти пропасти --
и мы видим непостижимые аномалии, которые мы как будто с ужасом осознаем
благодаря ловким намекам, в невинности которых мы едва ли можем усомниться,
пока напряженный глухой голос говорящего не внушает нам страх перед
неведомым; демонические сущности и существа, которые болезненно дремлют,
пока не просыпаются на одно жуткое апокалипсическое мгновение, чреватое
безумием или разрушительными воспоминаниями. Ведьминский шабаш ужасов
предстает перед нами без пышных украшений -- и это зрелище еще ужаснее из-за
высокого мастерства, с которым каждое отдельное нечто введено в очевидное
соотношение с известными страхами материального