М. Харнен

Путь шамана

стволу заброшенной шахты, и когда я пошел туда, там стало темно. Почему-то мне никак не удавалось начать путешествие. Потом вдруг появилась какая-то платформа на колесах и повезла меня вниз. Вскоре шахта стала заливаться желтым^ светом, он делался все ярче и ярче. Там были небольшие отдельные каморки, и в каждой каморке сидело какое-то доисторическое животное, и все они что-то делали. Я не понимал, чем они так заняты, но двигались они в каком-то сумасшедшем возбуждении.

Потом платформа замедлила ход. Свет в шахте продолжал оставаться желтым. Я оглянулся, чтобы посмотреть на этих животных, и туг вдруг из стены появилось некое черно-красное существо, похожее на птицу-птеродактиля с хохолком на голове, и эта птица подлетела ко мне и захлопала крыльями. Мне совсем не было страшно: я понимал, что она просто играет со мной. Когда вы позвали нас обратно, мне показалось, будто ей хочется, чтобы я остался. Платформа двинулась назад, ко входу, и я вернулся".

И наконец, рассказ, автор которого чувствует, что он принес с собой из первого путешествия нечто благотворное, целительное. Это классический пример работы шамана, и автору рассказа чисто случайно и непроизвольно удалось ее выполнить уже во время своего первого погружения в ШСС. Я спросил его, знал ли он раньше что-нибудь о том, чем мы занимаемся на курсах по шаманству, так как это могло повлиять на его ощущения. Он, однако, ответил: "Нет, я пробовал узнать что-нибудь об этих курсах, но так и не смог". По-видимому, этот человек обладает незаурядными способностями шамана.

"Я отправился в путешествие в ручье. Я прыгнул в воду, и она понесла меня сквозь Туннель. Потом я вышел наружу, и там, на прогалине, на склоне горы тек другой ручей. Я вышел на северо-запад - почему-то я точно знал, что именно на северо-запад. Я сел на землю - слева от меня был ручей, а справа лес. Мне там было очень хорошо: казалось, это единственное место в округе, где так хорошо.

Потом я возвратился. Я просто прыгнул в ручей и поплыл назад к входу. Самое странное было то, что, когда я вернулся и выбрался наружу, у меня было ясное ощущение, будто что-то пришло со мною. Это что-то находилось позади меня, и чувствовалось, что оно доброе и благотворное,- в нем не было зла".

БИБЛИОГРАФИЯ

Введение

1 См.: Mandell A. The Neurochemistry of Religious Insight and Ecstasy //" Art of

the Huichol Indians. N. Y., 1978. P. 71-81.

2 Elkin A. Aboriginal Men of High Degree. Sydney, 1945. P. 66-67, 72-73.

Глава 1. Открытие пути

" Рассмотрение шаманизма Хиваро Фуллером можно найти в: Harner M. The Jivaro: People of the Sacred Waterfalls. Garden City, 1972; Harner M. (Ed.) Hallucinogens and Shamanism. N. Y., 1973.

Глава 2. Путешествие шамана. Введение

1 Eliade M. Shamanism: Archaic Techniques of Ecstasy. N. Y., 1964. P. 5.

2 Lowie R. Primitive Religion. N. Y., 1952. P. XVI-XVII.

o 3 Rasmussen K. Intellectual Culture of the Igjulik Eskimos. Copenhagen, 1929. P. 112.

4 Ibid. P. 118-119.

5 Eliade M. Shamanism... P. 138; Elkin A. Aboriginal Men... P. 96-97; Howiti A.

The Native Tribes of South-East Australia. L., 1904. P. 406, 582-583.

6 Harner M. The sound of Rushing Water // Natural History, 77(6), 1968. P. 28;

Harner M. (Ed.) Hallucinogens... P. 15-16.

7 Bogoras W. The Chukchee. Leiden, 1909. P. 441.

8 Ibid. P. 438.

9 Rasmussen K. Intellectual Culture... P. 124.

10 Elkin A. Aboriginal Men... P. 107, 108.

11 Halifax J. (Ed.) Shamanic Voices. N. Y., 1979. P. 56.

12 Spencer W., Gillen F. The Arunta: A Study of a Stone Age People. L., 1927. P.

424, 266.

13 Eells M. The Twana, Chemakum and Klallam Indians of Washington Territory

/7 Annual Report of the Smithsonian Institution for Year Ending 1887. Part 1.

Washington, 1889. P. 667.

14 Rasmussen K. Intellectual Culture... P. 126.

15 Ibid. P. 127.

16 Popov A. How Sereptie Djaruoskin of the Nganasans (Tavgi Samoyeds)

Became a Shaman // Popular Beliefs and Folklore Tradition in Siberia. Bloomington,

1968. P. 138.

17 Essie Parish of the Kashia Porno, personal communication, 1965.

18 Boas F. The Mythology of the Bella Coola Indians // Memoirs of the American

Museum of Natural History. V. 2. 1900. P. 37.

19 McGregor J. Southwestern Archaeology. N. Y., 1941. P. 259-260.

20 Bunzel R. Introduction to Zuni Ceremonialism // Bureau of American

Ethnology, 47 Annual Report, 1929-1930. Washington, 1932. P. 528-534.

21 McGregor J. Southwestern... P. 259-260.

22 E. g., Ibid. 301-302.

23 Vastokas J. The Shamanic Tree of Life // Artscanada, Nos.