вероятности, возникли именно
здесь, -- а где же еще мог зародиться арийский эзотеризм?* Но истинная эзотерическая доктрина, равно как и
мистическая аллегорическая философия "Вед", произошла из другого источника, опять-таки, не иначе, как -- от
божественных обитателей священного острова, который, как вы утверждаете, когда-то существовал в море,
покрывавшем в древние времена песчаные пространства, ныне называемые пустыней Гоби. Так или иначе,
знание оккультных сил природы, которым обладали жители исчезнувшей Атлантиды, было воспринято
древними адептами Индии и присовокуплено ими к эзотерической доктрине, которой учили обитатели
священного острова.* Однако, тибетские адепты не приняли этого добавления к своей эзотерической доктрине.
Именно по этой причине можно усмотреть разницу между этими двумя доктринами.*
Брахманическая оккультная доктрина, вероятно, несет в себе все то, чему учили о силах природы и их законах
либо на таинственном острове на севере, либо на не менее таинственном южном континенте. И если вы
собираетесь сравнивать учения об оккультных силах природы в арийской и тибетской доктринах, то вы должны
предварительно исследовать все классификации этих сил, их законы и проявления, а так же подлинные
значения различных имен, приложимых к ним в арийской доктрине. Вот выборочная классификация
оккультных сил, содержащаяся в брахманической системе:
1) относящиеся к Парабрахману и существующие в МАКРОКОСМЕ;
2) относящиеся к человеку и существующие в МИКРОКОСМЕ;
3) для целей тарака-йоги, или пранава-йоги;
4) для целей санкхья-йоги (в которой они, собственно, являются неотъемлимыми признаками пракрити);
5) для целей хатха-йоги;
6) описанные в "Кула агаме";
7) описанные в "Шакта агаме";
8) описанные в "Шива агаме";
9) описанные в "Шричакре" ("Шричакра", о которой вы упоминаете в "Разоблаченной Изиде", не является
подлинной эзотерической "Шричакрой" древних адептов Арьяварты);*
10) описанные в "Атхарваведе"; и т. д.
Все подразделения этой классификации бесконечно умножались благодаря постижению новых комбинаций
первичных сил в различных пропорциях. Но теперь я должен оставить этот вопрос и перейти к рассмотрению
статьи в октябрьском номере "Теософиста", озаглавленной "Фрагменты оккультной Истины".
Я тщательно изучил ее и обнаружил, что достигнутые (в буддийской доктрине) результаты не сильно-то
отличаются от заключений нашей арийской философии, хотя наш способ выражения доказательств может и
отличается по своей форме. Я буду обсуждать здесь этот вопрос с моей собственной точки зрения, хотя и
следуя той легкости в сравнениях и тому удобству обсуждения последовательности классификации
семиричных сущностей, или принципов, составляющих человека, которые приняты в вашей статье. Вопросы,
которые вызвали обсуждение, таковы: 1) появляются ли бестелесные духи человеческих существ (как их
именуют спиритуалисты) в комнатах для сеансов или где-либо еще; и 2) вызваны ли происходящие проявления
частично или полностью их деятельностью.
Вряд ли можно удовлетворительно ответить на два этих вопроса, пока не будет точно определено значение,
которое несет в себе выражение "бестелесные духи человеческих существ". Слова спиритуализм и дух могут
привести к очень сильным заблуждениям. Пока английские писатели в целом, и спиритуалисты в частности, не
установят ясным образом то значение, которое они хотят придавать слову дух, не будет конца этой путанице и
неразберихе, а подлинная природа этих так называемых спиритуалистических феноменов и их modus occurendi
[способ действия] никогда не будет определен с ясностью. Христианские авторы обычно говорят только о двух
сущностях в человеке -- теле, и душе или духе (эти термины означают для них, по-видимому, одно и то же).
Европейские философы как правило говорят о теле и разуме, и доказывают, что душа или дух не могут быть
ничем иным, кроме как разумом. По их мнению, любая вера в линга шарира* нефилософична. Подобные
взгляды безусловно некорректны, и они основываются на недопустимых предположениях о возможностях
природы и на несовершенном понимании ее законов. Теперь я должен рассмотреть (с точки зрения
брахманической эзотерической доктрины) духовное строение человека, различные сущности, или принципы,
существующие в нем, и установить, может ли какая-нибудь из этих сущностей входящих в его строение,
появиться